Рынок аренды жилой недвижимости весьма специфичен: он крайне слабо регулируется и работает по собственным устоявшимся правилам. В этом году на рынке появился новый игрок - свой сервис по аренде жилой недвижимости запустил Яндекс.
Яндекс.Аренда предлагает клиентам снять в долгосрочную аренду квартиры и апартаменты без залога и личного общения с собственниками и при этом посмотреть объект и оформить все документы онлайн. Подобный сервис уже создавался ранее одним из крупнейших девелоперов (ПИК-Аренда), но проект не увенчался успехом. В чем суть «новой» модели от Яндекса, чем сервис будет полезен для собственников и клиентов, а также как скажется на профессиональном рынке аренды? Мы спросили мнение экспертов «Макромир - Санкт-Петербург», активно работающих в сфере аренды жилья, Владимира Цальковича и Артема Науменко.
Что предлагает Яндекс.Аренда?
Главное, что предлагается арендодателям - экономия времени и сил при поиске жильцов. Представители сервиса обещают самостоятельно подготовить квартиру к сдаче: хоумстейджинг, профессиональная фотосъемка (даже 3D тур) и грамотное написание объявления. Далее сотрудники Яндекса обещают провести необходимые показы и быстро найти арендатора без лишней головной боли для собственника.
Еще один «козырь» Яндекса - забота о безопасности. Представители сервиса обещают проверять потенциальных арендаторов на благонадежность, а недвижимость застраховать на 1,4 млн рублей. Мотивируя это тем, что, в случае причинения ущерба, он, как правило, гораздо выше размера залога и покрыть его можно будет из страховых средств. Также из страховки обещают покрывать убытки собственника в случае неожиданного съезда жильцов в размере до 240 тысяч рублей.
Кроме того, Яндекс.Аренда обещает самостоятельно решать возникающие бытовые проблемы жильцов (сломалась машинка, перегорели лампочки, потек кран и т.д.) посредством консьерж-сервиса.
А зачем это клиентам?
Для клиентов обещают выгоду! Стоимость услуг сервиса составляет 5% от стоимости аренды, плюс ежемесячный страховой взнос (около 1500 рублей). Это облегчит аренду квартиры клиентам, поскольку не потребует так много средств как обычно: оплату за первый и последний месяц, плюс 50% комиссии агента и залог (как правило, в размере месячной аренды). Расчет еще и на то, что снимать через известный сервис хотя бы по ощущениям безопаснее.
Что теперь будет с рынком аренды жилья? Стоит ли ждать, что Яндекс.Аренда оставит без работы агентов по аренде?
Мнение о новом сервисе и перспективах его развития мы спросили у экспертов по недвижимости, плотно работающих с жилой арендой: Владимира Цальковича и Артема Науменко.
* * *
«Яндекс Аренда взяли все лучшее, что делают на рынке профессиональные агенты, специализирующиеся на аренде. Однако, прочитав про сервис, я не увидел каких-то новых фишек, которые могли бы реально зацепить арендодателей.
Качественные фото объекта? Это не ноу-хау, а уже вполне устоявшийся стандарт работы. Многие риэлторы делают видео экскурсии по объектам, аэросъемку для загородных объектов. Сейчас существует множество инструментов и все их мы применяем.
Составление договора? С учетом масштабности подхода, скорее всего это будет типовая форма договора. А часто бывают моменты, которые собственники хотят прописать отдельно. Как будет работать система согласования таких правок, пока не совсем понятно.
В позиционировании указано, что у Яндекса нет залога за объект, но есть страховка. Для тех, кто давно сдает свое жилье — это тоже не новинка. Мои постоянные клиенты свою недвижимость давно застраховали самостоятельно, платят небольшую сумму за год и спокойны.
Следующий вопрос, который возникает, на чем зарабатывает сервис? Они берут свою комиссию 5% ежемесячно. Но, если посчитать с позиции арендатора, ежемесячная плата 5% сверху стоимости аренды, уже через несколько месяцев может превысить единоразовую комиссию агента. То есть арендатор все равно заплатит комиссию (получается даже больше), но равными платежами на протяжении всего времени аренды. А ежемесячная страховка на долгий срок получится в разы больше суммы залога.
Что еще обещает сервис? Проверку арендатора в том числе на платежеспособность. Как? Проверка по базе банкротов, на наличие задолженностей, процессов по банкротству? Нужно понимать, что ситуация меняется и единовременная проверка на момент заключения договора не даст гарантий. К тому же, договор может быть на одного человека, у которого затем может появиться сожитель. Мы просто придем к тому, что договор будет заключаться на человека с более чистой историей, но от проблем это вряд ли спасет.
По сути Яндекс предлагает собственникам модель доверительного управления недвижимостью, которая на рынке успешно функционирует уже довольно давно.
Возможно, сервис заменит каких-то агентов, но скорее всего это будут не очень компетентные, либо малоопытные агенты без собственной клиентской базы. Профессионалов рынка это вряд ли затронет. У каждого частного агента с опытом своя база постоянных клиентов. Я занимаюсь жилой арендой довольно давно и могу точно сказать, что самым сложным будет - завоевать доверие собственников недвижимости. Человек идет к человеку, поэтому для обезличенного сервиса это будет непросто.»
Владимир Цалькович, эксперт рынка недвижимости, партнер «Макромира» в Санкт-Петербурге
* * *
«Выход на рынок Яндекс.Аренды довольно логичен, они хотят отвоевать свою долю. Я занимаюсь арендой больше 5 лет и сдаю 200-250 квартир в год, поэтому могу с уверенностью сказать, что для 90-98% арендодателей важно, кому они сдают недвижимость, важен физический контакт с арендаторами. Даже клиенты, которые сдают давно и постоянно, за редким исключением тех, кто полностью доверяет своим знакомым, агентам и участникам сделки, предпочитают присутствовать на подписании договора лично. Так что полностью увести процесс сдачи и съема в онлайн, как стремится Яндекс, не выйдет - вопрос доверия встанет очень остро.
Собственников в данном случае можно понять, они инвестировали немалые деньги в недвижимость, в ее ремонт и обстановку, и, естественно, боятся потерять все это из-за неосмотрительности. В теории все моменты будет покрывать страховка. Но практики в этом вопросе крайне мало, люди плохо информированы, как это работает, поэтому по большей части будет недоверие и страх со стороны собственников.
Мы поняли, что Яндекс берет свою комиссию сверх стоимости аренды, но вопрос в том, кто будет устанавливать цену? Вполне естественно, что собственник хочет сдать свою квартиру максимально дорого, а Яндекс должен найти клиента максимально быстро, да к тому же хочет занять долю рынка, а значит должен предложить интересную цену. Предположим, собственник хочет сдавать объект за 70 тысяч, в рынке она стоит 60, а Яндексу, чтобы сдать быстро, хочется сдавать ее за 50. Так что же, будет демпинг? Но тогда это становится не выгодно собственнику. Аренда - сложный инструмент: снизить цену можно всегда, а вот поднять ее бывает очень сложно.
Плюс, скорее всего, Яндекс захочет сдавать не «бабушкины» квартиры, а современные, с хорошим ремонтом, мебелью и техникой, а владельцы таких объектов понимают свою ценность и хотят зарабатывать больше. Будет ли Яндекс диктовать свои условия или примет сторону арендодателя?
Профессиональных агентов рынка аренды сервис не подвинет. Скорее это заинтересует тех собственников, кто раньше сдавал самостоятельно. Я уверен, что никто из арендодателей, которые имеют своего агента и довольны его работой, не отдадут предпочтение Яндекс.Аренде.»
Артем Науменко, эксперт по недвижимости, партнер «Макромира» в Санкт-Петербурге
________________________________________________________________________________________
Заменит ли Яндекс.Аренда профессиональных риэлторов по аренде и сможет ли захватить весомую долю рынка? Поделитесь своим мнением в комментариях!
«Макромир» - федеральная партнерская сеть экспертов по недвижимости, объединяющая ведущих экспертов рынка по всей России.