Найти тему

Как нанимать до 100 новых сотрудников за неделю?! Чек-лист от руководителя контакт-центра

Оглавление

Персонал – одна из фундаментальных составляющих полноценной компании. От персонала во многом зависит успех реализуемых проектов. Именно поэтому к найму сотрудников стоит подходить серьезно. И нет, серьезно, это не значит вычитывать каждую буковку в присланном резюме. Под серьезностью я подразумеваю эффективность и точность выборки, исходя из ситуации в компании, а также ее потребностей.

Авторский подход к найму продемонстрировал директор одной транспортной компании под названием «Gentle Giant». Ларри О’Тул устраивает с соискателями… забег по гарвардскому стадиону! Именно так руководитель проверяет выносливость и серьезность намерений своих будущих работников. Интересно, не правда ли?

А в этом материале я хотела бы поведать вам о своей процедуре найма сотрудников. Скажу сразу: далеко не все мои советы подойдут вам, но что-то полезное для себя наверняка почерпнете.

Ну что, начинаем!

-2

Чек-лист по найму сотрудников от предпринимателя со стажем Ольги Уфимцевой

Для начала обозначим пару вводных данных:

–найм сотрудников производится для моего контакт-центра «ПроКоллибри»

–мы нанимаем рядовых операторов

Итак, теперь можно приступить к самому чек-листу:

1)И пусть первый шаг довольно очевиден, но без него, увы, никак. Конечно же вначале мы знакомимся с резюме наших соискателей. На этом этапе мы обращаем внимание на ключевые навыки, опыт работы и сопроводительное письмо при его наличии.

Однако в этом вопросе у меня свой подход: я не изучаю резюме детально и даже не распечатываю его. Все дело в том, что я больше предпочитаю живое общение. А изучать сухие, а в некоторых случаях даже не соответствующие действительности факты - не самое интересное занятие. И ведь, согласитесь, резюме достаточно легко приукрасить; начиная от пары дополнительных лет опыта и вплоть до опыта работы в компании Google.

–Но как же так, разве с таким методом можно найти стоящих специалистов? – спросите вы.
Что ж, отвечу так:
–Простому оператору не обязательно обладать какими-либо профессиональными навыками. Из этого делаем вывод: дотошно копаться в резюме особого смысла нет. Мы просто немного с ним знакомимся, чтобы иметь представление о соискателе.
-3

2)Далее мы планируем созвон. Ну а как в самом деле набирать операторов, не поговорив с ними? Созвон помогает нам выявить акцент или дефекты речи соискателей. Все-таки для оператора такие вещи недопустимы, поэтому людей с нечистой речью на этом этапе мы отсекаем.

А дальше мы с вами рассмотрим 2 варианта. Важны оба, без исключения. Один – для удаленных операторов, работающих на дому, а второй для операторов, планирующих работать в офисе.

Для удаленных сотрудников

1)На удаленку мы всегда ведем массовой набор. Я предельно ценю свое время и время моих сотрудников, поэтому просто не могу себе позволить как “попугайчик” повторять одно и то же для каждого. Тем более не факт, что человек вообще останется работать после собеседования.

Удаленный оператор частенько откликается на все вакансии подряд, просто сидя за компьютером и попивая десятую кружку чая за день. Но и его понять можно, ведь на вакансию уходит минимум ресурсов. Ни средств, ни времени, ни даже делового костюма ему не нужно… Поэтому я добавляю соискателей в Skype-чат, где впоследствии провожу групповое собеседование со всеми сразу.

Собеседования эти я провожу сама в режиме диалога. Всех участников я добавляю в чат по логинам от Skype.

2)Примерно за день до встречи я уведомляю о ней соискателей. Выглядит это примерно так:

«Дорогие друзья, здравствуйте!
Завтра в 9.00 по мск состоится собеседование на вакансию …»

Дальше я обязательно дублирую текст вакансии, чтобы напомнить об условиях работы.

3)И еще одна важная деталь: если вакансия для соискателя уже не актуальна, то я прошу его покинуть чат. Само сообщение оставляю в общем чате, где его видят все. Просто у нас уже были случаи, когда участники начинают уходить, а остальные сидят и ничего не понимают... Подключается стадный инстинкт, и вскоре покидать чат начинают даже заинтересованные соискатели. «Нет, ну а что, все уходят, и мы пойдем…». Поэтому, дабы снять недоумение, нужно напомнить о возможности свободно уйти.

-4

4)Непосредственно перед собеседованием я напоминаю о регламенте, прошу участников поставить в чате ”+”. Так кандидаты дают знать, что видят чат и готовы участвовать в беседе. Ну а кто мою просьбу проигнорировал… тех мы записываем в блокнотик неактуальных кандидатов и выпроваживаем их из чата. Обычно на собеседование набирается 5 человек. А может ли быть больше? Разумеется, в этом случае мы просто увеличиваем возможное время на собеседование и уведомляем об этом кандидатов. Основные моменты регламента, которые я упоминаю:

–собеседование продлится 15-20 минут;

–соискателям потребуется гарнитура и наушники, можно заходить с телефона или планшета;

–обязательно должно быть устойчивое соединение и тишина во время собеседования;

–камера не требуется, поэтому прошу обратить внимание, чтобы она не включалась и не отвлекала других соискателей.

Групповое собеседование

5)В самом начале встречи я рассказываю о себе, а дальше по очереди начинаю знакомиться с каждым участником собеседования. Он отвечает на вопросы и представляется, называет свой город, опыт работы оператором, кратко вещает о проектах, на которых работал.

Если человек без опыта, то я прошу его рассказать о себе и почему решил попробовать себя в роли оператора. Не обхожусь я также и без дополнительных вопросов. Допустим, человек рассказывает о знакомом мне проекте. И мне становится интересно, в каком колл-центре это было, почему соискатель ушел оттуда. Я вправе задать вопросы, которые мне, как руководителю, интересны. И пусть в большинстве своем они банальны и просты, но всегда есть желание посмотреть, что человек ответит, замешкается ли он.

-5
Важно! Нередко на собеседовании собираются люди из разных регионов, вплоть до иностранных граждан. Хорошим решением станет попытка разрядить обстановку, допустим, задав вопрос о погоде или о часовом поясе. Так люди расслабляются и начинают чувствовать себя комфортнее.

6)На каждого человека уходит 2-3 минуты времени – история подробной жизни каждого нам не нужна. После я рассказываю про контакт-центр и проект, на который мы набираем сотрудников. Помимо этого упоминаю:

–с какого года ведем свою деятельность

–какие проекты выполняли

–условия работы, обучения

–особенности стажировки

Далее идет этап вопросов от самих соискателей. Ведь я – человек, и тоже могу ошибаться. Где-то что-то не рассказать, упустить важный для кого-то момент.

7)В конце собеседования мы уходим на принятие решения, но чаще всего просто объявляем… что готовы рассмотреть всех и приглашаем на обучение. Почему? Все просто – именно в процессе обучения и будет понятно, каков человек, насколько он талантлив и настроен ли он серьезно. Если соискатель заинтересован в работе, то он успешно пройдет обучение и с первого раза сдаст аттестацию. Другие могут много пропускать, ничего не сдать и уйти.

Наша задача: привести 100 человек на учебу! И так каждую неделю!!! Просто на секундочку представьте эти цифры. А при таком подходе хотя бы 10 человек из 100 точно остается. Поэтому, принцип найма подходящий – чем больше мы приведем, тем больше сотрудников получим на выходе.

Возникают ли проблемы на этапе обучения? Бывало, но с количеством людей это не связано. Тренер читает свои лекции в Skype, и его не особо волнует, сидит по ту сторону экрана 10 человек или все 100.

-6

И все-таки мы можем отказать на собеседовании тому человеку, который нас полностью не устроил. Мы выявили 3 смертных греха для оператора, которые не можем простить:

1)дефекты речи

2)излишняя застенчивость

3)неадекватность

Если соискатель повинен хотя бы в одном из них, то райские условия работы в нашем контакт-центре для него недоступны :) И если кандидатам с первыми двумя недостатками мы просто отказываем, то обладателей третьего приходится сразу вежливо выпроваживать из беседы. Просто иногда попадаются кандидаты с уж очень негативным мышлением. Или же их поведение просто не вписывается в рамки социальных норм. В подробности окунаться не будем, а кому сильно хочется их узнать, может додумать самостоятельно.

Для офисных сотрудников

1)Если человек намерен работать в офисе, то на созвоне мы обязательно спрашиваем его примерный адрес проживания. Как это ни отрицай, а люди устают от многочасовых поездок на работу. И это еще при том, что работа оператора вместе со стрессом – неплохие приятели... Ну и приведу уже излюбленный в этой статье аргумент: для этой работы человеку не требуются особые знания, профессиональные навыки и даже опыт. Другими словами, операторы ­– непрофильные специалисты, поэтому лучше найти сотрудников, которые живут не так далеко от офиса.

2)К сожалению, на собеседование в офис доходят далеко не все. Процент людей, которые с откликов приехали на назначенную встречу обычно держится в пределах 30-40%. Но цифра эта зависит от сезонности и других факторов. К примеру, летом и откликов мало, и доезжают единицы. И не удивительно… А вот в осенние месяцы с 10 откликнувшихся соискателей может доехать уже 5 или 6 человек.

Важно! Я всегда обращаю внимание на пунктуальность соискателя. Даже если человек опоздал, то стоит посмотреть на его поведение: предупредил ли он об опоздании, извинился ли он. Скажу по собственному опыту: люди, которые опаздывают, в 90% случаях продолжат так делать и на работе. Причем на постоянной основе.
-7

3)В офисе собеседование проводится уже индивидуально. На каждого соискателя уделяется 15-20 минут, все по классике. Вопросы такие же, как и на удаленном собеседовании (про опыт, проекты, доп. вопросы). И поведаю вам об одной своей хитрости – я не упускаю шанс предложить человеку перейти на удаленку. В таком случае он работает на дому и освобождает рабочее место, которое потом займет другой оператор. Итого мы имеем 2-х людей вместо одного, а это наиболее рентабельно.

4)На собеседовании в офисе мы так же, как и в Skype-созвонах, не ставим строгие критерии отбора. Единственное основное отличие от удаленки – мы смотрим на опрятность и аккуратность человека. Как-никак, он будет работать в коллективе. Так одним «свиненком» можно распугать всех операторов. Поэтому, мы не рискуем и таким людям тактично сразу отказываем. Конечно, ссылаясь на предпочтение в выборе других кандидатов вследствие большего опыта или лучших профессиональных качеств. И пусть чуть заумно, зато, как я уже говорила, тактично.

5)После собеседования мы приглашаем соискателей на групповое обучение. Оно проходит по определенным дням и по различным проектам, а всем этим занимается тренер.

Если интересна тема обучения сотрудников, то рекомендую заглянуть в мою статью: «Корпоративное обучение: от вчерашнего выпускника вуза до профи». Там вы наглядно увидите, как корректировка обучения улучшает показатели компании.

-8

Ну а в комментариях предлагаю вам вкратце поделиться своей методикой найма сотрудников. А если не нанимаете и вообще далеки от практического бизнеса, то буду рада услышать ваши интересные истории с собеседований. Ну а о найме своих трудолюбивых пчелок вам рассказала Ольга, подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие материалы :)