Представьте себе такую картину: вы стоите, а вокруг только лица и только вакханическая многоголосица, кричащая: "Первым был Франтишек Купка. Нет, Робер Делоне. Нет, нет, Пит Мондриан. Вы что с ума сошли, это был Казимир Малевич! Чушь, Михаил Ларионов. Не точно, скорее, Наталья Гончарова. Вы забыли о Василии Кандинском..."
Традиционно принято считать, что первую абстрактную картину сотворил Василий Кандинский. "Первая абстрактная акварель" написана им в 1910 году, но это не точно, поскольку есть мнение, что художник создал ее немного позже, а год приписал потому что... хотел стать первым. Поэтому отсчет идет от 1911 года - времени создания им "Композиции V", которая стала первым полотном, написанном целиком и полностью в стилистике беспредметного творчества.
Как вы поняли слово "первый" сегодня будет в фаворе, т.е словом-паразитом 😁
К чему я все это - КАНДИНСКИЙ БЫЛ НЕ ПЕРВЫЙ.
В 1909 году тот же Франтишек Купка написал "Первый шаг", а Франсис Пикабиа акварель "Каучук" - т.е много раньше самого Кандинского и его теорий. За одним исключением - в работах Купки и Пикабиа еще чудятся аллюзии на некое подобие предмета, тогда как Кандинский - чистая музыка (более того, параллельно с нашей русской звездочкой в 1911 году Артур Доув пишет "Рифы").
Как вы поняли, сегодня мы попробуем разобраться (насколько это реально в рамках поста), а был ли вообще кто-то первый.
Да был, вернее была, но имя ее вам не знакомо (если знакомо, то, пожалуйста, обязательно скажите об этом) ⬇️
ПЕРВОЙ СТАЛА шведка ХИЛЬМА АФ КЛИНТ, которая написала свою первую абстрактную картину за 5 лет до Кандинского и за 3 года до Купки с Пикабиа.
Хильма родилась в семье морского офицера в 1862 году в Швеции. В этой стране, задолго до Франции, Германии и Италии, женщинам позволялось изучать искусство (модное дополнение к женскому образоварию, сродни рукоделию и музицированию). В 1882 году барышня поступила в Королевскую академию изящных искусств, закончила ее с отличием и получила признание как пейзажист и портретист (работы эти уровня "качественно и красиво, но приторно скучно").
И творчество ее было бы абсолютно традиционным и ничем не примечательным, если бы не ОККУЛЬТИЗМ.
Дадада, Хильма аф Клинт начала участвовать в собраниях медиумов с 17 лет - после внезапной смерти младшей сестры. Позже она с четырьмя подругами создала собственный независимый кружок "De Fem" ("Пятерка"), на еженедельных встречах которого барышни молились, медитировали и проводили сеансы связи с духами.
И именно эти духи в 1905 году поставили перед "Пятеркой" важную миссию - передать духовный мир с помощью живописи и спроектировать храм для размещения этих произведений. Четверо прелестниц кружка отказались от этой великой задачи, опасаясь, что такое долгое и интенсивное взаимодействие с царством духов может свести их с ума. Но Клинт пообещала ребятам из мира мертвых, что выполнит это важное поручение. Она начала подготовку, включавшую специальные ритуалы очищения, вегетарианскую диету и работу над самодисциплиной.
Так родилась серия малоформатных полотен под названием "Изначальный хаос" (1906-1907). Часть из них - это изображения стихии воды, бурные потоки которой бушуют на просторах океана, а поверх этих изображений рассекают холсты спиралевидные таинственные огни, S-образные лучи, звезды. Другая часть - полностью абстрактна и представляет комбинацию геометрических фигур с динамичными мазками, буквами алфавита, словами и символами.
Откровенно говоря, серия мало привлекательная, но знаковая ➡️ именно из нее в течение следующих лет выросли почти 200 абстрактных картин художницы.
Клинт работала очень быстро. Например, свой монументальный цикл "Десять самых важных" она написала с октября по декабрь 1907 года. Это весьма масштабные по размеру полотна, на которых пляшут спирали и овалы, круги и змеевидные линии, и повсеместно царит яркий цвет - прямая связь со стилистикой модерна, потому что все очень декоративно и с сильным цветочным ароматом.
Оккультизм - это, конечно, не единственная природа абстракций Клинт. Дело в том, что в конце XIX - начале XX века интерес к невидимому миру души вышел далеко за пределы кружков оккультистов: ученые обнаружили множество вещей, в корне изменивших оптику взгляда на этот мир, включая инфракрасный свет, рентгеновские лучи и электромагнитные поля. Более того, был изобретен микроскоп, который, о чудо!, позволил увидеть микромир крошечной пылинки, который вдруг, неожиданно и невероятно, оказался поистине велик и многообразен (в общем-то абстракции Кандинского - это и есть тот самый микромир, увиденный через лупу микроскопа, и представленный как макромир, значительныи и, безусловно, правильным).
Еще один момент: Клинт была знакома с попытками теософов Анни Безант и Чарльза Лидбитера перевести музыку в визуальные формы (Кандинский, конечно, тоже был в теме).
Ну и еще: в 1904-1905 годах был опубликован один из самых успешных эзотерических текстов "Как познать высшие миры", который художница, без сомнения, знала, читала, любила. С Рудольфом Штайнером, автором трактата, Клинт рвалась познакомиться со всей страстью голодной львицы и они таки познакомились в 1908 году (к слову, как и Кандинский, но встреча их с философом произошла независимо друг от друга; Кандинский и Клинт вообще ни разу не встречались).
Штайнер высоко оценил символизм творчества Хильмы, но "выразил опасения из-за его спиритической природы и наставлял ее больше полагаться на самоанализ". После встречи со Штайнером Клинт перестала надеяться на то, что ее творения поймет публика 😂 и на несколько лет прекратила писать (в начале 1920-х она вновь вернулась к работе, обратившись к акварели и теме цветов и деревьев).
Так кто же все-таки первый создал первую абстракцию? - тут все очень сложно, неоднозначно и вообще до конца не решено 😂, хотя, казалось бы, ответ лежит на поверхности, т.е прост, как инфузория туфелька, поскольку Хильма аф Клинт создала первую абстрактную работу за несколько лет до того, как Василий Кандинский выставил свою "Композицию V" в Мюнхене, и даже до того, как он начал теоретизировать абстракцию, не говоря уже о том, чтобы воплощать идеи на практике (как, впрочем, сделала она это и раньше Купки с Пикабиа).
Но! Работы Клинт возникли из ее интереса к оккультизму. При создании ранних картин для Храма (того самого, о котором настаивали духи) она руководствовалась инструкциями наставников из другого мира и в своем дневнике утверждала, что астральные силы "направляли ее руку". Именно по этой причине о ней не принято вспоминать (организаторы выставки "Создание абстракции" в нью-йоркском MoMA в 2012 году не включили работы шведки в показ тоже по этой причине).
Почему? - потому что традиционно принято делать акцент на изобретении абстракции как отдельном художественном акте - мастер должен был СОЗНАТЕЛЬНО сформулировать свой отказ от любых ссылок на внешний мир.
Повторюсь, сознательно. Клинт идет на минус.
И повторюсь, отказ от любых ССЫЛОК на внешний мир - поэтому и первые абстракции Купки с Пикабиа канули в лету, хотя о них, в отличие от полотен Клинт, вспоминают, но без энтузиазма.
Так, патриархом беспредметного искусства стал Кандинский и в этом плане он, действительно первый, но не первый, потому что ни Купку с Пикабиа, ни ту же Клинт из истории топором не вырубишь.
Но маркетинг вещь такая, что ему просто необходимо создать имя, обязательно одно и обязательно первое.
Правильнее же всего, на мой взгляд, говорить о том, что ПЕРВОГО НЕ БЫЛО, но было МНОЖЕСТВО ПЕРВЫХ ШАГОВ.
А Кандинский... Кандинский просто стал наиболее убедительным, емким, далеким от тех самых ссылок на внешний мир. И именно он, после показа своей "Композиции V", пробудил интерес к беспредметости - стал вдохновителем и, как следствие, лидером.
Но он ни в коем случае не был первым!