Найти тему
Журнал ОБЗОР

Россия и Польша - давний спор славян. Раскол в семье славянских народов.

Интересно узнать, считают ли поляки себя славянами в этнографическом смысле и братьями русским?

Клеветали, клевещут и будут клеветать западники на Россию. Современными словами - распространять «фейк-ньюс». Пушкин А.С. отвечал клеветникам России ещё 200 лет назад, но проблема отношений Росиии с Коллективным западом начались ещё за много веков до событий описанных в стихотворении «Клеветникам России». По моему мнению раскол в европейской семье славянских народов произошел в XI веке, со времени раскола Христианской церкви на Католическую и Православную.

Противоречия между «восточной» и «западной» христианскими церквями, накапливавшиеся веками, привели в 1054 году к Великому расколу, закреплённому взаимными анафемами. Причиной разрыва стало обострение политических, межцерковных, культурных и этнических противоречий. В первую очередь - политические противоречия, борьба правящих классов за власть в империи. Религия всегда являлась и таковой остаётся - управление и манипуляция прихожанами, верующими, народом. Кто-то управляет во благо народу, иные в своих корыстных интересах, например Крестовые походы на Византию. С этого времени Славяне стали делиться на Православных (восточных) и Католических (западных). И с тех пор западные славяне не оставляют усилий подчинить своей силе и воле братьев славян Православных, полагая (правда не понятно в связи с чем?), что они имеют на это право. Доходя в такой борьбе до крайностей - физического истребления восточных славян.

Взятие Константинополя войсками крестоносцев 13 апреля 1204 было одним из эпохальных событий средневековой истории и имело далеко идущие последствия для всей Европы. После захвата города начались массовые грабежи и убийства Православного населения.

Нет понимания: когда и чем закончится такое противостояние? Уже более 1000 лет продолжается конфликт, не видно «ни конца, ни края».

На основе стихотворения русских авторов покажем сквозь хронологию времён нескончаемую нить упорной вражды Славянских народов, неиссякаемого стремления западных славян к подчинению восточных.

Яндекс картинки - фото.
Яндекс картинки - фото.

ПОЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛОВ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ».

В автографе стихотворения 1831 года был эпиграф: «Vox et praetera nihil» (лат. звук и больше ничего). Пустые слова озлобленной Европы, которая пока нападает на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. Молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны.

Стихи обращены к депутатам французской палаты (Лафайету, Моргену и др.) и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию (1830-1831) и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия на стороне Польши (черновой текст письма к Бенкендорфу, написанный около 21 июля 1831 г. - подлинник на французском языке; см. Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIV, стр. 183). (Ср. письмо от 10 ноября 1836 г. к Н.Б. Голицыну - т. 10.).

Яндекс картинки фото.
Яндекс картинки фото.

Стихотворение явилось реакцией Пушкина на массовую кампанию во Франции за военное вмешательство в поддержку Польши.

Очередная большая Европейская война, казалась весьма вероятной многим современникам. Если заварится общая, европейская война, то, право, они будут сожалеть о своей участи - писал Александр Сергеевич в письме князю Вяземскому.

В 1830 году европейцы уже позабыли поражение в 1812-1815 Наполеона или желали реванша.

Великого поэта трудно заподозрить в стремлении угодить российскому императору при написании этого патриотического стихотворения. Несомненно, что произведение «Клеветникам России» было написано им под влиянием искреннего чувства негодования. Оно обращено к французским публицистам, развернувшим активную кампанию в поддержку польского восстания и резко осуждавшим военное вмешательство России. Пушкин, как либерал, сторонник Декабристов неоднократно ссылался за вольнодумство.

Прежде всего Пушкин считает иностранное вмешательство совершенно недопустимым. Он рассматривает русско-польские отношения как сугубо «домашний, старый спор» между двумя славянскими народами. Обращаясь к истории, поэт указывает, что военные столкновения русских с поляками уходят корнями в глубокую древность.

Пушкин делает предположение, что гнев французов проистекает из поражения Наполеона. Наводивший на всю Европу ужас великий полководец с позором бежал в 1812 из России, бросив остатки своей армии на произвол судьбы. Поэт уверен, что только благодаря России европейские страны сбросили в 1815 иго тирании Наполеона и вновь обрели «вольность, честь и мир».

Перед лицом иностранных обвинений Пушкин даже готов поддержать своего императора («иль русского царя уже бессильно слово?») в отстаивании русских интересов. Несмотря на негативное отношение к царской абсолютной власти, поэт всегда уверен в готовности русских людей встать на защиту своего Отечества.

История богата примерами попыток завоевания России, неизменно заканчивающихся торжеством русского оружия. Особенно грозно звучит последнее предупреждения автора о том, что любому агрессору всегда найдется «место… в полях России».

«Оставьте: это спор славян между собою…" - идёт отсыл к письму Пушкина к Вяземскому от 01.06.1831, спор между русскими и полянами (поляками), славянскими племенами. У поляков был единственный реальный исторический шанс стать во главе огромной славянской страны (края) на восток от Варшавы до Уральских гор, когда они вторглись в Московию в 1610-1612 во времена «Смутного времени» после гибели династии Рюриковичей по смерти Ивана IV Грозного. Пришли в Московское княжество к русским братьям славянам, но повели себя как паны, высокомерно и пренебрежительно, за что и поплатились жизнями и вольницей.

С русскими можно только на равных, долго терпеть высокомерие великоросс не станет. Но не понимают и не хотят нас они понимать.

Люди живущие на запад от Днепра всегда относились к Россам как угодно, только не признавая за нами права на самостийность (независимость). Но никто и никогда не освобождал от угнетения и насилия народы Европы на запад от Урала, кроме как Русский народ, ценой миллионов собственных жизней.

Прибалтика, Польша, Белоруссия и Украина всегда были «рубежом» между Великороссией и коллективным западом. Рубеж по определению не может быть самостоятельным, или ты его контролируешь или твои противники.

В своё время племя славян поляне (поляки) и литва приняли Католицизм во фронтир Московии Православной. Сейчас Белоруссия уже на 30-50 процентов католическая, «ополячивается» (об этом читайте другую статью в журнале «Обзор»), Украина получила православный раскол, множится количество католических приходов.

Как только большая часть рубежа перейдет под контроль «западников», очередная Европейская война - неминуема.

Поляки участвовали в составе Наполеоновской армии в походе 1812 на Россию.

Большая часть Великого герцогства Варшавского была присоединена «на вечные времена» к Российской империи под именем Царства Польского (3 мая 1815 года), чтоб не терпеть подлости и внезапного коварства от восточных братьев полян. Образовано решением Венского конгресса стран победителей над императорской Франции, по итогам завершения Наполеоновских войн.

Согласно исследованиям ландшафтов генетических расстояний в Европе по гаплогруппам Y-хромосомы, опубликованным О.П.Балановским - генофонд поляков обнаруживает наибольшие сходства с генофондами лужичан, словаков, белорусов, русских центральных и южных европейских областей.

Балановский О.П. - российский учёный-генетик, доктор биологических наук, руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН, профессор РАН с 2016. Автор двух монографий: «Русский генофонд на Русской равнине» (2007) и «Генофонд Европы» (2015) - и свыше 80 научных статей, в том числе опубликованных в таких журналах мирового класса, как Science и Nature.

В астрономии есть понятие: «Протопланета». То есть больше, чем космический объект (метеорит, например), но меньше по массе для признания планетой. Польша застряла между субъектом и объектом международной политики. Чаще выступает как объект. Поляки готовы стать "разменной монетой" в мировой борьбе против России, с легкостью находят себе покровителей для влияния и ослабления нашей страны.

Волнения Литвы - Литвой в то время было принято называть не только некоторые земли нынешней Литвы, но и территории западной Украины и часть Польши. При этом используя именно это слово Пушкин словно подчёркивает, что поляки борются там не за свою землю, и поддерживает их та часть общества которая не является там коренной.

«Сии кровавые скрижали» - многовековая борьба украинского казачества и крестьянства с шляхетской Польшей, а также польская интервенция 1610-1612, когда польские войска были в Москве и горел Кремль.

Прага - древнее варшавское предместье на правом берегу Вислы - связана с событиями 1794, когда Варшава была взята войсками Александра Суворова.

"На развалинах пылающей Москвы … Мы не признали наглой воли … Того, под кем дрожали вы" - то есть Наполеона Бонапарта императора Франции. Значительная часть Европы покорилась завоевателю.

Обвиняя французов в ненависти к Русским, Пушкин задаётся вопросом, в чём корни этого явления, и даёт на него ответ: крах обожаемого и почитаемого ими Наполеона, как героя Франции после его поражения в Отечественной войне 1812 года в России. И от кого поражение? От сиволапых русских! Позор прогрессивной Европы. Французы стремились отмстить России за поражение в Наполеоновских войнах.

Измаильский штык - намёк на взятие турецкой крепости Измаил войсками А.Суворова в 1790 (город в бессарабской части Одесской области).

В заключительной части стихотворения Пушкин указывает на готовность хранящего былую силу русского народа сражаться против новой агрессии, а также пишет об очередном плачевном конце, ожидающем интервентов.

Завершающая часть произведения была вдохновлена стихотворением «Переход через Рейн» Константина Батюшкова, в котором описывается мощь России и народный характер войны при осуществлении возмездия.

Переход через Рейн - события 1814 года, переход русской армии через реку Рейн во Франции на пути к Парижу.

Из письма Пушкина князю П.А. Вяземскому 01 июня 1831 г. из Царского Села (Санкт-Петербург) в Москву: «для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря; мы не можем судить ее по впечатлениям европейским, каков бы ни был, впрочем, наш образ мыслей. Но для Европы нужны общие предметы внимания в пристрастия, нужны и для народов и для правительств. Конечно, выгода почти всех правительств держаться в сем случае правила non-intervention (не вмешательство), то есть избегать в чужом пиру похмелья; но европейские народы так и рвутся в драку, так и лают. Того и гляди, навяжется на нас Европа. Счастие ещё, что мы прошлого году не вмешались в последнюю французскую передрягу! А то был бы долг платежом красен».

Французская передряга - Июльская революция или Французская революция 1830 года, Вторая французская революция, «Три славных дня» - восстание в июле 1830 во Франции, приведшее к свержению короля Карла Х и возведению на престол его «кузена» (фактически дальнего родственника) Луи-Филиппа, герцога Орлеанского.

КРИТИКИ Пушкина А.С. в России.

Николай Мельгунов (русский писатель, публицист, переводчик и музыкальный критик) писал поэту: «Мне досадно, что ты хвалишь Пушкина за последние его вирши. Он мне так огадился как человек, что я потерял к нему уважение даже как к поэту».

Бывший член «Союза благоденствия» Григорий Римски-Корсаков (полковник лейб-гвардии Московского полка) писал, что после выхода в свет оды Пушкина он отказывается «приобретать произведения Русского Парнаса».

Негативно восприняли позицию Пушкина и братья Тургеневы (известные либералы и противники русской царской власти), Александр писал брату Николаю: «Твоё заключение о Пушкине справедливо: в нём точно есть ещё варварство», поясняя однако: «Он только варвар в отношении к Польше. Как поэт, думая, что без патриотизма, как он его понимает, нельзя быть поэтом, и для поэзии не хочет выходить из своего варварства».

Позднее Вяземский ответил поэту: «Народные витии (…) могли бы отвечать ему коротко и ясно: мы ненавидим, или лучше сказать, презираем вас, потому что в России поэту, как вы, не стыдно писать и печатать стихи, подобные вашим».

Борьба Пушкина А.С. с «фейк ньюс».

В июле 1831 года Пушкин безуспешно предлагал А.Х. Бенкендорфу позволить ему создать политический журнал, мотивируя это следующим образом: «Ныне, когда справедливое негодование и старая народная вражда, долго растравляемая завистью, соединила всех нас против польских мятежников, озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою… Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет».

Помимо Пушкина тогда сугубо отрицательно на польское восстание отреагировали также М. Лермонтов («Опять народные витии»), Е. Боратынский, П. Чаадаев, И. Киреевский, Н. Гоголь, а также видные декабристы, такие как Михаил Лунин.

Пушкин А.С. считал, что самостоятельное государственное существование Польши противоречит интересам России и опасно, так как шляхи никогда не уймутся. Являясь не только патриотом своей страны, но и хорошо зная историю, поэт справедливо считает, что Россия и Польша должны объединиться. Ведь в свое время существовало Княжество Московское, в состав которого входили как русские, так и польские земли. И это государство было настолько мощным, что наводило страх на всю Европу.

Естественно, ни Германия, ни Франция, ни, тем более, Англия, не желали вновь оказаться на вторых ролях, поэтому даже намек на объединение Польши и России вызвал у политиков этих стран панический ужас. Однако поэт советует европейцам не вмешиваться, заявляя: «Уже давно между собою враждуют эти племена».

Пушкин прекрасно осознает, что мощь России и ее возможное продвижение на Запад заставляют сытую и благополучную Европу возводить горы лжи против страны, которая совсем недавно расправилась с армией Наполеона и принесла многим государствам долгожданную свободу.

«Вы грозы на словах - попробуйте на деле!», – подтрунивает поэт над своими оппонентами, зная, что у европейских политиков найдется множество приверженцев и в самой России. Пушкин не хочет новой войны, но не исключает, что если Европа попытается отстаивать свои интересы на территории Польши, тогда русские воины встанут на защиту своих славянских интересов «от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая, стальной щетиною сверкая». Эта битва будет честной и беспощадной, ведь России не привыкать к войне. При этом поэт убежден, что европейских солдат ждет неизбежное поражение, заявляя: «Есть место им в полях России среди нечуждых им гробов».

Старый польский подход, описанный еще Адамом Мицкевичем и сводящийся к тому, что «русский народ хороший, только власть плохая», работает дальше и влияет на польское восприятие россиян сейчас.

Уже при Владимире Святом мы видим грозное столкновение русского и польского мира: слепец Василько (гусляр, сказитель) призывал русских «мстить ляхам за землю Русскую». Древнейшие польские летописи полны хвастливых рассказов о польских победах над Русскими, а русские люди представляли себе беса «в образе ляха».

Вековой, по выражению Пушкина, "спор славян между собою" имел не только геополитическую, но и мощную идеологическую составляющую.

Во-первых, в XVI-XVII веках польские короли и шляхта считали святым долгом и чуть ли не главным смыслом существования своей страны обращение восточных "схизматиков" в лоно католической церкви. Многие современные историки считают это великой исторической ошибкой: если бы поляки проявляли больше терпимости и уважали веру как великороссов, так и собственных православных сограждан, то и отношения сложились бы по-другому, и судьба Польши могла бы быть иной.

Во-вторых, два народа совершенно по-разному трактовали человеческое достоинство и отношения между человеком и государством.

Московия изначально развивалась как деспотическое общество, в котором служба царю рассматривалась как смысл жизни, а любые попытки ограничить его власть - как измена.

В Речи Посполитой XVI-XVII веков сами шляхтичи участвовали в выборах короля, являвшегося, по сути, пожизненным президентом со скромными полномочиями.

Реальную политику в Польше делали ясновельможные магнаты, в России - дворянство приближённое к императору (царю). Для шляхты (народа) устраивали пир горой, чтобы проголосовала как надо.

Сама необходимость угощать, заигрывать, просить, а не приказывать шляхте проголосовать за нужного кандидата, делала человека личностью? Чем гордиться? Паны и магнаты играли с польской шляхтой (народом) в демократию, обманывая обещаниями и подкупами.

Приливы сарказма вызывал польский обычай обращаться друг к другу "пан" и "пани" независимо от общественного положения, который впоследствии не смогли переломить даже коммунисты. Дескать, какой ты пан, если не богат и не близок ко двору, и какие вы совокупно паны, если не имеете непобедимой армии?

Еще до революции по поводу "панов" и "польского гонора" сложилась масса малопристойных шуток.

В конечном итоге, шляхетская демократия плохо кончилась для польской государственности. Современные исследователи указывают на две причины.

Во-первых, поляки не смогли вовремя остановиться. Право "либерум вето", позволявшее одному-единственному шляхтичу своим вздорным голосом сорвать принятие любого решения, и право на конфедерацию и рокош, то есть на узаконенный мятеж против короля - это было явно чересчур.

Во-вторых, права шляхты сопровождались бесправием мещан и крестьян, что тоже делало государство непрочным. Однако в России сделали свои выводы: вот к чему приводит отсутствие сильной власти.

Так чем же кичатся поляне? Что даёт им право поучать нас русских?

В произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» описана борьба русских казаков на Днепре с ляхами (поляками):

- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

Цитаты по теме публикации:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин. «Пророк».

Раздавайся, гром победы! Пойте песню старины: Бились храбро наши деды; Бьются храбро их сыны.

Патриотическое стихотворение В.А. Жуковского «Старая песня на новый лад». Дата создания: 5 сентября 1831 г., опубл.: «Русская песнь на взятие Варшавы» (На голос: Гром победы, раздавайся!).

В продолжение темы читайте в другой статье журнала Обзор - отношение Европы через 100 лет после Пушкина в стихотворении А.Блока «Скифы» 1918.

Другие статьи читайте на канале Журнала Обзор. Всю информацию, которая указана в статье, можно перепроверить в первоисточниках, которые указаны в комментариях.

Чтобы больше людей прочитали статью - ставьте, пожалуйста, «понравилось» и подписывайтесь на канал. Отвечаю на комментарии, дискутируем, обсуждаем.

Дата публикации: 29.06.2021. Игорь Автор, Главный редактор.