(Ездра 6)
В главе 6 рассказывается о том, как почти двадцать лет спустя храм был восстановлен. Фафнай, правитель провинции, куда входила Иудея, послал письмо царю Дарию с запросом: действительно ли иудеи получили разрешение Кира восстановить свой храм (см. 5:6)? В результате поисков указ был найден в царских архивах, а иудеи завершили свою работу и освятили дом Божий в Иерусалиме.
ДАРИЙ НАХОДИТ УКАЗ КИРА (6:1−5)
«Тогда царь Дарий дал повеление, и разыскивали в Вавилоне в книгохранилище, куда полагали сокровища. И найден во дворце, в Екбатане, который в области Мидии, один свиток, и в нём написано так: “Для памяти. В первый год царя Кира царь Кир дал повеление о доме Божьем в Иерусалиме: Пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; высота его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей; рядов из камней больших три, и ряд из дерева один. Издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божьего, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнёс в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место своё, и помещены будут в доме Божьем”».
Фафнай попросил царя Дария проверить персидские документы, чтобы выяснить, давал ли Кир иудеям разрешение на строительство.
Стихи 1, 2. По просьбе Фафная Дарий отдал приказ, и разыскивали в книгохранилище в Персидской империи, чтобы удостовериться, действительно ли царь Кир дал повеление, которое, по словам иудеев, давало им право на строительство храма. Хотя поиски начались в Вавилоне, закончились они в Екбатане, который в области Мидии. В Екбатане, в хранилище для исторических документов, был найден указ Кира «Для памяти» в виде напоминания или «памятной записи» (Международное Библейское Общество). Это было написано в одном свитке.
Стихи 3−5. Запись об указе Кира датирована первым годом его царствования (около 538 г. до н.э.). В нём содержатся следующие указания: (1) Дом должен был строиться и должны были быть положены основания для него (6:3). (2) Он должен был быть определённой высоты и ширины, а также состоять из «рядов из камней больших три, и ряд из дерева один» (6:3, 4). (3) Издержки должны были выдаваться из царского дома (6:4), деталь, которой нет в указе в главе 1. (4) Сосуды ― золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского, должны были возвратиться каждый на место своё, как только храм будет отстроен (6:5).
В связи с указом Кира, в том виде, как он представлен в главе 6, возникает несколько вопросов:
1. Почему он отличается от указа Кира в 1:2−4? Так, хотя в обоих случаях речь идёт о повелении Кира восстановить храм, в главе 1 акцент сделан непосредственно на возвращении иудеев, а памятная запись в главе 6 сфокусирована на самом здании и содержит детали, не упомянутые в главе 1. Одно из возможных объяснений заключается в том, что в первой главе приводится указ, который был возвещён глашатаями и обнародован в общественных местах, в то время как в главе 6 мы имеем дело с частной памятной записью, хранящейся в архиве. Согласно предположению Илиаса Бикермана, две ссылки на указ Кира в главах 1 и 6 ― «это не два варианта одного и того же документа, а два отдельных документа об одном и том же деле». Дерек Киднер добавляет: «Первый предназначался для глашатаев (и для публичных объявлений в качестве подтверждения, 1:1), чтобы оповестить всех пленных, кого это касалось; последний представлял собой записку, “напоминание” для служебного пользования, в которой уточнялись административные детали этого указа».
2. Приведенные в указе Кира размеры храма: шестьдесят локтей в высоту, шестьдесят локтей в ширину (длина не приводится) также вызывают вопросы. Храм Соломона был великолепным, но и он не был таким большим. Как можно объяснить эти размеры? Один из вариантов заключается в том, что Кир определил возможные пределы размеров здания: оно не должно было быть более 60 локтей в высоту и 60 локтей в ширину. Второй вариант заключается в том, что длина (которая не была упомянута) тоже составляла 60 локтей; это размеры совершенного куба (святая святых в храме Соломона тоже представляла собой совершенный куб; 3 Цар. 6:20). Эти размеры символически указывали на идеальный храм, представляя его «святым пространством». Третий вариант: ошибка писцов. По мнению Кита Шовилла, «в стихе 4 писцы ошиблись с высотой и пропустили длину». В качестве аргумента он ссылается на текст, реконструированный Х. Уильямсоном: «Его высота должна быть тридцать локтей, длина шестьдесят локтей и ширина двадцать локтей». Если это верно, то «по размерам и деталям сооружение полностью повторяло первый храм» (3 Цар. 6:2), что «соответствует заявлению Фафная о том, что они восстанавливали здание (5:9)».
3. Почему Кир и Дарий в своём письме к Фафнаю проявили такую осведомлённость о Господе Боге? Особенно интересно, почему эти цари, говоря о храме и его жертвоприношениях (6:9, 10), пользовались абсолютно верной терминологией? Некоторые критики считают, что такие особенности свидетельствуют о неисторическом происхождении этих указов и писем: якобы их автором был писец-иудей, а не персидские цари. Однако есть и другие версии. Не исключено, что персидские цари говорили и действовали таким образом, чтобы задобрить Бога иудеев и добиться верности иудейского народа. Чтобы одним ударом поразить две цели, персидский царь мог намеренно использовать правильную иудейскую терминологию, возможно, не без помощи писца или секретаря-иудея. Джейкоб Майерс отмечает, что: «Осведомлённость в деталях жертвоприношений можно отнести на счёт использования писца-иудея (такого, как Ездра) и она основана на законах Пятикнижия». Даниил служил в администрации Кира, царя Персии (Дан. 6:1, 2, 28). Вполне возможно, что в аппарате Дария тоже были иудеи, которые могли помочь ему написать указ.
Самым важным, конечно, были результаты поисков: Кир действительно разрешил восстановить храм. Поэтому ничего не должно было препятствовать иудеям продолжить строительство.
ОТВЕТ ДАРИЯ ПЕРСИДСКИМ НАЧАЛЬНИКАМ (6:6−12)
«Итак, Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами вашими афарсахеями, которые за рекой, ― удалитесь оттуда. Не останавливайте работы при этом доме Божьем; пусть иудейский областеначальник и иудейские старейшины строят этот дом Божий на месте его. И от меня даётся повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем иудейским в построении того дома Божьего, и именно: из имущества царского ― из заречной подати ― немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась; и сколько нужно ― тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу Небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, ― как скажут священники иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки, чтобы они приносили жертву приятную Богу Небесному и молились о жизни царя и сыновей его. Мною же даётся повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвождён к нему, а дом его за то будет обращён в развалины. И Бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простёр бы руку свою, чтобы изменить это ко вреду этого дома Божьего в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо».
Обнаружив памятную запись, Дарий написал письмо Фафнаю.
Стихи 6, 7. Ответ Дария превзошёл все ожидания и надежды иудеев. Царь велел Фафнаю, Шефар-Бознаю, и их товарищам оставить иудеев в покое. Его приказ: «удалитесь оттуда» в стихе 6 повторяется в стихе 7: «Не останавливайте работы… пусть иудейский областеначальник… строит этот дом Божий».
Стих 8. В полном соответствии с указом Кира, расходы на строительство должны были выдаваться из имущества царского ― из заречной подати (из области за рекой). У Фафная и его товарищей, правительственных служащих, не было необходимости оплачивать жертвоприношения иудеев за свой счёт; если бы потребовались дополнительные расходы, им нужно было бы только поднять налоги для населения. Скорее всего, у жителей провинции были причины возмущаться решением Дария, так как для них оно могло означать повышение налогов; но у чиновников провинции не было законных оснований жаловаться.
Стих 9. Фафнай и его товарищи-начальники должны были сколько нужно давать изо дня в день для жертвоприношений в восстановленном храме. Список включал тельцов, овнов и агнцев на всесожжения, а также пшеницу, соль, вино и масло.
Стих 10. Иудеи должны были приносить жертву приятную (нихохин), а именно, жертву «угодную» (Международное Библейское Общество). Кроме того, они должны были молиться Богу о жизни царя [персидского] и сыновей его (см. Иер. 29:7).
Стихи 11, 12. Дарий предал проклятию всякого человека, который изменит это определение и всякого царя и народ, который изменит или пренебрежёт его указом ко вреду дома Божьего. Если человек будет препятствовать строительству иудеев, то будет вынуто бревно из дома его, и будет он пригвождён к нему, а дом его будет обращён в развалины (см. Дан. 2:5; 3:29). Другими словами, он будет жестоко убит, а его дом будет разрушен. Это было подходящее наказание для того, кто, по сути, разрушил бы «дом» Бога.
Подробные указания в этом разделе могут показаться странными современному читателю. Зачем персидскому царю так беспокоиться о том, где и как иудеи будут поклоняться своему Богу? Конечно, «такие подробности, связанные с культом местного божества в отдалённой провинции сами по себе не являются невероятными с исторической точки зрения» во времена персидской империи. Указания Дария согласовывались с персидской внешней политикой. «Персидские цари проводили политику по восстановлению храмов пленённых народов, и Дарий чувствовал себя обязанным выполнять постановления, принятые в прошлом». Фактически, на ответ Дария, возможно, повлияло глубокое уважение персов к царским указам (см. Есф. 1:19; 8:8; Дан. 6:8, 12, 15).
ХРАМ ЗАВЕРШЁН И ОСВЯЩЁН (6:13−18)
«Тогда Фафнай, заречный областеначальник, Шефар-Бознай и товарищи их, как повелел царь Дарий, так в точности и делали. И старейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея, пророка, и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира, и Дария, и Артаксеркса, царей персидских. И окончен дом этот к третьему дню месяца адар, в шестой год царствования царя Дария. И совершили сыны Израилевы: священники, и левиты, и прочие, возвратившиеся из плена, ― освящение этого дома Божьего с радостью. И принесли при освящении этого дома Божьего: сто волов, двести овнов, четыреста агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых. И поставили священников по отделениям их и левитов по чередам их на службу Божью в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея».
Фафнай повиновался царю, и, как результат, восстановление храма завершилось.
Стих 13. Как и предполагалось, Фафнай и другие начальники, как повелел царь Дарий, так в точности и делали. Их действия подтверждают мнение читателя о Фафнае как о компетентном и верном чиновнике.
Стихи 14, 15 являются кульминацией и этой главы, и этой части книги, сообщая о том, что цель возвращения иудеев, восстановление храма, была достигнута. Реконструкция храма была завершена к третьему дню месяца адар, в шестой год царствования царя Дария, или 10 Марта 516 г. до н.э. Это произошло почти через семьдесят лет после его разрушения Навуходоносором 15 августа 586 г. до н.э. (Иер. 52:12−14). Значение храма в религии Израиля трудно переоценить. Согласно Лесли Аллену, «Храм символизировал собой сердце духовной жизни Израиля, знак Божьего присутствия с народом, центр их поклонения и источник божественного благословения».
Успешное завершение строительства признаётся заслугой: (1) лидерства старейшин иудейских, (2) пророчеств Аггея и Захарии, (3) воли Бога Израилева, и (4) воли Кира, Дария и Артаксеркса, царей персидских. Человеческие усилия были необходимы, но главной причиной успеха иудеев в их работе было провидение всевышнего Бога.
Упоминание здесь «Артаксеркса» кажется нелогичным, так как Артаксеркс I царствовал приблизительно в 465−424 г. до н.э. много лет спустя после того, как был построен храм. Одним из объяснений, почему Ездра упоминает его здесь, возможно, является его содействие, о котором идёт речь в следующей главе (7:12, 21), и которое способствовало «возрождению обрядов в новом здании». Очевидно, что «без его вклада восстановление не было бы полным».
Стих 16. Завершение храма, как и закладка основания, отмечалось с радостью. Все сыны Израилевы, включая священников, и левитов, и прочих, возвратившихся из плена, собрались вместе для праздника освящения, точь в точь, как это сделали израильтяне, когда был завершён храм Соломона (3 Цар. 8:65, 66; 2 Пар. 7:8−10).
Стих 17. Отличительным признаком этого освящения (ханнукках) явилось жертвоприношение большого количества животных, включая 100 волов, 200 овнов и 400 агнцев. Кроме того, 12 козлов были принесены в жертву за грех по числу колен Израилевых.
Хотя фактически десять северных племён исчезли в Ассирии, идея о 12 коленах, составляющих Израиль, народ Божий, осталась. По сравнению с грандиозным и обильным жертвоприношением при освящении первого храма в дни Соломона (3 Цар. 8:62−64; 2 Пар. 7:4−7), это жертвоприношение было гораздо скромнее, что свидетельствует как о немногочисленности возвратившихся из плена иудеев, так и об их бедности. Впоследствии, после осквернения второго храма Антиохом IV Епифаном, он был снова освящён в 164 г. до н.э.; так появился «праздник обновления» («праздник освящения храма», Международное Библейское Общество) (Ин. 10:22) или Хáнука.
Стих 18. Постоянное служение в храме осуществляли назначенные священники и левиты: «священники» по отделениям их и «левиты» по чередам их. Работа была распределена в соответствии с требованиями Бога в книге Моисея, Пятикнижии.
СОВЕРШЕНИЕ ПАСХИ (6:19−22)
«И совершили возвратившиеся из плена Пасху в четырнадцатый день первого месяца, потому что очистились священники и левиты ― все они как один, были чисты; и закололи агнцев пасхальных для всех возвратившихся из плена ― для братьев своих, священников, и для себя. И ели сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и все, отделившиеся от нечистоты народов земли, и присоединившиеся к ним, чтобы прибегать к Господу, Богу Израилеву. И праздновали праздник опресноков семь дней в радости, потому что обрадовал их Господь и обратил к ним сердце царя ассирийского, чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа, Бога Израилева».
Глава завершается рассказом о совершении праздника Пасхи в храме.
Стих 19. Начиная с этого стиха, возобновляется изложение событий на иврите (см. комментарии к 4:8). Это кажется уместным, так как в этом отрывке сообщается о проведении двух главных иудейских праздников.
Последний параграф в повествовании о восстановлении храма наглядно демонстрирует его важность и ценность. Отныне возвратившиеся из плена иудеи могли использовать дом Божий для проведения праздников, требуемых по закону Моисея. Поэтому, в четырнадцатый день первого месяца, приблизительно 1 мая, 516 г. до н.э., они совершили два праздника в память об освобождении из Египта. Праздник Пасхи был призван напомнить о том, как ангел смерти прошёл мимо домов израильтян и поразил первенцев египтян (Исх. 11:1―12:51).
Стих 20. В тексте уточняется, что священники и левиты, которые совершали обряды во время этих праздников, очистились по этому случаю. И закололи агнцев пасхальных для всех возвратившихся из плена.
Стих 21. Принимать участие в торжествах могли сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и другие люди, желающие присоединиться к ним, чтобы прибегать к Господу, Богу Израилеву. Другими словами, иудеи приветствовали на своих богослужениях и в своих рядах любых язычников, отделившихся от нечистоты народов земли. Эти новообращённые должны были отречься от идолопоклонства, принять Господа и Его закон и поклоняться Богу согласно Его заповедям. Еврейская исключительность вовсе не подразумевает отказ принимать язычников-прозелитов.
Стих 22. Сразу за Пасхой следовал праздник опресноков, который длился семь дней. Этот праздник получил своё название из-за того, что израильтяне покинули Египет в такой спешке, что тесто для их хлеба не успело подняться (Исх. 12:14−20, 33, 34, 39; 13:1−10).
Эти два праздника всегда были поводом для радости; они заставляли иудеев вспомнить свои истоки и своё освобождение из Египта по милости Божьей. В этот раз у иудеев были особые причины для ликования: Бог не только вывел их в далёком прошлом из египетского рабства, но и совсем недавно Он освободил их из плена. Более того, Он избавил их от испытаний и проблем, связанных с их возвращением и попытками врагов помешать восстановлению храма.
Их новое освобождение, их новый «исход», стал возможным, благодаря тому, что Бог обратил к ним сердце царя ассирийского, чтобы тот позволил им восстановить храм. Подобно Киру, Дарий подкреплял руки их при строении дома. Здесь он назван «царём ассирийским», что вызывает недоумение, так как Ассирийская империя была захвачена вавилонянами почти за столетие до этого, в 612 г. до н.э. Одно из объяснений, почему вместо слова «персидский» написано «ассирийский», заключается в том, что писец написал его по ошибке. Другое возможное объяснение состоит в том, что слово «ассирийский» используется здесь для обозначения территории, над которой царствовал персидский царь. Согласно третьему предположению, под Ассирией подразумеваются все захватчики Израиля, включая Ассирию, Вавилон и Персию. Теперь Бог освободил Своих людей от всех этих иноземных держав, возвратил их в их землю и дал им храм, в котором бы они поклонялись Ему.
История о возвращении иудеев из плена заканчивается на счастливой ноте. После этого повествование обрывается почти на шестьдесят лет. В последующих главах ничего не говорится о Зоровавеле, Иисусе, Аггее или Захарии; вместо этого перед нами предстаёт рассказ о возвращении Ездры в Иудею в 458 г. до н.э. Возможно, читателю хотелось бы, чтобы история, поведанная в первых шести главах, закончилось словами: «И с тех пор жили они долго и счастливо», но впереди народ Божий ожидало немало проблем и испытаний.