После того, как не стало принца Филиппа, под фотографиями Елизаветы II с различных мероприятий то и дело попадаются реплики: "А разве она не в трауре?!"
Короткий ответ: нет. Уже нет. Траур в королевской семье (с одеждой чёрного или тёмного цвета, с траурными повязками на рукавах) длился неделю, до похорон, а затем ещё месяц. А затем все, в том числе и сама королева, вернулись к обычной одежде. И Елизавета II продолжает появляться на публике в ярких, заметных цветах, как делает в течение уже многих лет. Только иногда в её нарядах можно всё же прочитать отсылки к потере.
Да, когда-то бывало по-другому. Да, когда-то королева Виктория после смерти любимого мужа, принца Альберта, траур больше так и не сняла. И тем подала пример множеству дам, особенно пожилых. Траурный этикет и траурный костюм в викторианскую эпоху превратились в громоздкую, разветвлённую систему правил - что, кому, как и сколько носить. И всё это встроилось в общую картину моды, что неудивительно - потери в семьях случались чаще, чем в наше время.
Да, когда-то после смерти короля Эдуарда VII, в честь которого начало XX века называют "эдвардианской эпохой", не стали отменять традиционные скачки в Аскоте, как это сделали бы раньше. Зато обязали всех быть в чёрном. И эти скачки вошли в историю как "чёрный Аскот".
Да, когда-то Елизавета не могла выйти из самолёта, вернувшись из поездки в Кению. За это время не стало её отца, короля Георга VI, а траурного платья у молодой женщины, только что ставшей королевой, с собой не было. И она ждала, пока его принесут прямо в самолёт, чтобы появиться на публике в должном виде. И с тех пор, говорят, члены королевской семьи берут с собой в поездки траурные костюмы. Мало ли...
Траур больше не длится годами, как век-полтора назад. И всё же после ухода Филиппа никто не мог точно сказать, какой вариант предпочтёт Елизавета, как долго будет продолжать носить чёрное.
Однако королева.... работает королевой. Её вид должен пробуждать надежду на лучшее. Недаром её матушка в 1938, во время государственного визита во Францию, выбрала белый траур, а не чёрный - чтобы не омрачать поездку в и без того довольно мрачное время.
Словом, Елизавета II продолжает радовать глаз яркими костюмами и шляпками им под стать. И хорошо. Заметный траур значит не так уж много, тем более в наше время.
А в душе он останется навсегда. Это я вам как вдова говорю.