Удивительные вещи происходят порой происходят с человеком. Один человек может родиться и прожить всю жизнь в родном городе, а после с...ерти о нем никто и не вспомним. А порой бывает и так, что родился он не просто в другом городе, а в другой стране, при жизни стал очень почитаемым и любимым человеком на чужбине, а на его похороны собрался весь город...
Такая удивительная и крайне любопытная судьба была уготована Фёдору Петровичу Гаазу, потомственному немцу, который родился в маленьком прусском городке Бад-Мюнстерайфеле в семье скромного аптекаря. Звали тогда героя Фридрих-Иосиф Гааз. В Йенском университете Фридрих прослушал курс физики и философии, позднее он получил медицинское образование в Геттингене.
Поворотный момент для Фридриха случился в Вене, куда он направился изучать глазные болезни. Здесь, он в возрасте 22 лет (в1802 году) спасает от слепоты русского князя Репнина и тот в благодарность за чудесное спасение щедро награждает бедного студента, а так же делает ему неожиданное предложение — отправится с ним в Россию. Фридрих соглашается и с этого момента судьба его делает крутой поворот...
Приехав в Россию, Фридрих Гааз, поселился в Москве и карьера его пошла быстро в гору. Тогда в России хорошие офтальмологи были на весь золота, и слава молодого доктора дошла до столицы. Поэтому в 1807 году императрица Мария Фёдоровна издала приказ, в котором назначила Гааза главным доктором (главврач) Павловской больницы. С первого же дня своей новой работы чудо-доктор продолжал удивлять всех своих знакомых необычайной работоспособностью. Он в конце каждого рабочего дня стал ездить в богадельни и приюты, где лечил больных абсолютно бесплатно. К нему быстро приклеилось имя Федор Петрович.
Фёдора Петрович лечит не только бедных и убогих, но так же имел доступ к самых богатым и состоятельным гражданам города, поэтому вскоре разбогател и приобрел собственный особняк, но богатство и всенародная слава и любовь ничуть не испортили его.
Во время войны 1812 года Фёдор Петрович не отсиживался дома, а записался добровольцем в русскую армию и в ее рядах дошёл до Парижа. После окончания войны его назначили главврачом московской медицинской конторы, а также главой всех казённых аптек. И тут наш удивительный пруссак развернулся не на шутку! Именно во время его управления в больничные палаты провели водопровод, он навел в московских больницах идеальную чистоту и порядок, чего до его появления там увы не хватало. Он открыл первую в России больницу для бездомных, которую народ быстро переименовал из Александровской в Гаазовскую. Федор Петрович лично осматривал всех калек, нищих, беспризорников, а после выздоровления помогал им материально. Представить такое сегодня просто невозможно.
В 1827 году Фёдор Петрович получил новое назначение на должность главврача московских тюрем. И здесь он так же начинает проводить свои "реформы".
Доктор добывается у московских властей отмены железного прута. Это прут, к которому приковывались несколько каторжников которые несколько месяцев пешком шли к месту каторги. Именно по требованию Гааза кандалы были облегчены с 16 килограммов, до 7. Причём он сам опробовал их на себе. Это при нем открыта тюремная больница в пересылке на Воробьёвых горах, а так же отделение для арестантов в Староекатерининской больнице. Арестантам разрешалось оставаться там неделю, пока Федор Иванович разбирался в их болезнях.
Огромной энергии и доброты был этот удивительный человек. Не жадный, отзывчивый, открытый. Это он добился, чтобы в российских тюрьмах стало появляться отопление, раздельные туалеты, и постельное бельё на нарах. С его подачи в 1836 году наручники стали обшиваться кожей, для облегчения страданий заключенных. Представляете как жилось осужденным в России до приезда доброго доктора. А когда в 1847 году власти распорядились уменьшить содержание заключённых на одну пятую, Федор Иванович, узнав об этом, лично внёс 11 тысяч рублей, чтобы содержание не уменьшилось. Кто из нынешних власть имущих может таким похвастаться?
Гааз был человеком смелым и решительным. Если он ставил перед собой цель, то добивался ее. Вот что об одном его поступке писал А.Ф.Кони в своей книге "Фёдор Петрович Гааз": "Он не был человеком, который останавливается в сознании своего бессилия пред бюрократической паутиною". Никакая российская бюрократия не была ему помехою.
Вот один из наглядных примеров его решительности. Как-то император Николай первый посетил московский тюремный замок, зная от "доброжелателей" о том, что там находится старик семидесяти лет, приговоренный к ссылке в Сибирь и, задерживаемый Гаазом в течение долгого срока в Москве по причине дряхлости и немощности. Увидев императора, которого знал лично, Гааз встал на колени, видимо понимая свою оплошность. Он стал просить того о помиловании старика и тот не только просил Федора Ивановича за оплошность, но и помиловал старика. Только после этого Гааз встал с колен.
Двадцать лет каждый понедельник тюремный доктор провожал арестантов. Он привозил им еду и всякие нужные вещи совершенно бескорыстно.
Слава Гааза не единожды спасала ему жизнь. Как-то ночью он спешил на вызов к больному, но его остановили разбойники. Не узнав по началу тюремного доктора, они потребовали отдать шубу. Он же попросил их не задерживать его и готов был все что угодно. Тогда преступники все таки поняли, кто перед ними стоит и не только не стали грабить его, но и сопроводили до места, чтобы с ним ничего не случилось.
А вот то, что принесший столько добра людям, знаменитый тюремный доктор умер в нищете в доме при Полицейской больнице, нет ничего удивительного. Дело в том, что зарабатывать он никогда не умел, а на благотворительность потратил всё своё состояние. Вся недвижимость, фабрика, лошади, всё было продано. Хоронили его за казённый счёт. Однако народ его помнил. В траурной процессии шли почти 20 тысяч человек причем разного сословия: от бывших каторжников до дворян, от купцов до генералов. Сотня казаков, которая была прислана властями, чтобы охранять процессию, слезла с коней и тоже пошла за гробом пешком. При этом стояла такая тишина, что ее можно ножом резать, зато слез было пролито много.
В 1909 году во дворе Полицейской больницы, где жил и работал Федор Петрович Гааз на пожертвования москвичей был сооружён памятник. Скульптор Андреев денег за работу не взял. По счастью этот памятник сохранился и до наших дней. Его сейчас можно увидеть во дворе этой больницы, которая теперь называется НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в Малом Казённом переулке.
Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!