Автор: nekojiru.
“Изобретать велосипед” - устойчивое словосочетание, обозначающее глупую попытку придумать новое решение, когда оптимальное, проверенное решение уже существует. И этот фразеологизм в нашем обиходе неспроста - велосипед в привычном нам виде существует уже более сотни лет. Но начнем сначала.
В 1817 году 12 июня изобретатель барон Карл Дрез промчался с ветерком от Мангейма до Райнау (около 8 км.), преодолев это космическое расстояние буквально за час. Эта скорость произвела огромное впечатление на современников барона и “машины для бега”, прозванные по имени изобретателя “дрезинами” разлетелись по миру. В Англии они получили название “dandy horse” - “лошадь модника”. Сегодня на этих штуках гоняют модники детсадовского возраста и называются они “беговелами”.
Модники гоняли на прото-великах в привычных фраках и панталонах, а вот дамам водрузиться на подобную конструкцию в своих платьях даже в голову не приходило. Хотя варианты прокатить леди с ветерком существовали.
В 60-х гг XIX столетия каретный мастер Пьер Мишо, работавший вместе с сыном Эрнестом, несколько модифицировал конструкцию Карла Дреза и снабдил ее педалями. В 1868 году отец и сын Мишо в сотрудничестве с братьями Оливье наладили массовое производство. Примерно в это же время в Америке патентует подобное изобретение и Пьер Лаллеман, когда-то работавший вместе с семейством Мишо.
Где-то в это же время появляется и привычное нам слово “велосипед”, объединившее в себе латинское velox (скорость) и pedis (нога). Однако, благодаря тяжелым металлическим колесам, эти машины ласково прозвали “костотрясами”.
Несмотря на корсет, длинные, многослойные юбки, светские дамы тоже заинтересовались изобретением Мишо. «Прекрасный пол не будет томиться в ожидании самоката, созданного специально для него», - писал журнал La Vie Parisienne. В Америке и Европе стали открываться специальные катки, где женщины могли кататься на велосипедах без пристального мужского внимания. И для катания дамам предлагали облачиться в блумерсы.
Блумерсы - шаровары, названные в честь смелой женщины, феминистки Амалии Блумер. В 1853 году она появилась на публике в широкой короткой юбке из-под которой были видны панталоны, сужающиеся к щиколотке. Публика была шокирована, но уже через 15 лет блумерсы вошли в женский гардероб. Пока только как спортивная, совершенно непубличная одежда.
В 1870 году в качестве альтернативы “костотрясам” появляются “пенни-фартинги”. Так прозвали конструкцию, в которой переднее колесо было значительно больше заднего. Из-за отсутствия цепной передачи, скорость велосипеда зависела именно от диаметра колеса, поэтому они достигали прямо циклопических размеров. Но именно эта особенность пенни-фартингов делала их крайне неустойчивыми.
К тому же гонять на пенни-фартингах могли только мужчины, поскольку оседлать эту конструкцию можно было только в брюках. Для дам были придуманы элегантные трехколесные модели.
Велосипед привычной нам конструкции появился в 1885 году, на радостях его так и назвали “безопасный велосипед”. Изобрел его англичанин Джон Кемп Старли, он же основал “Rover Company”, начавшую свою историю именно с выпуска велосипедов.
— Позвольте, что же это такое? — спросил он. — Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
Вопрошал Беликов, герой рассказа Чехова “Человек в футляре”. И уже тогда, в конце XIX века, ответ был ясен - велосипед прочно вошел в повседневную жизнь и нормального человека вид девушки на велике шокировать не мог. Женщины катались публично и повсеместно. Для стыдливых традиционалисток сделали женскую раму, чтобы барышне в длинной юбке было удобнее вскарабкаться в седло, а более смелые особы гоняли в блумерсах, которые вместе с длинным жакетом уже прочно обосновались в женском гардеробе в качестве специализированной одежды.
«Не знаю, как я не свернула себе шею, — вспоминала в 1897 году первая американская велосипедистка Элис Ли Моке про то, как впервые села в седло в длинном платье, — но меня бы подвергли остракизму, если б я осмелилась выехать на велосипеде в костюме, который ношу сегодня. Нынешние женщины, бодро разъезжающие в удобных шароварах и коротких юбках, даже не представляют, через что нам пришлось пройти. Я очень рада, что времена изменились».
ЧИТАЙТЕ так же:
Фотолетопись страны. 10 фотографов царской России