Найти тему
ТыжИсторик

"Кручу, кручу, кручу педали, кручу"

Автор: nekojiru.

“Изобретать велосипед” - устойчивое словосочетание, обозначающее глупую попытку придумать новое решение, когда оптимальное, проверенное решение уже существует. И этот фразеологизм в нашем обиходе неспроста - велосипед в привычном нам виде существует уже более сотни лет. Но начнем сначала.

Прогулка в Люксембургском саду, 1818 г.
Прогулка в Люксембургском саду, 1818 г.

В 1817 году 12 июня изобретатель барон Карл Дрез промчался с ветерком от Мангейма до Райнау (около 8 км.), преодолев это космическое расстояние буквально за час. Эта скорость произвела огромное впечатление на современников барона и “машины для бега”, прозванные по имени изобретателя “дрезинами” разлетелись по миру. В Англии они получили название “dandy horse” - “лошадь модника”. Сегодня на этих штуках гоняют модники детсадовского возраста и называются они “беговелами”.

из открытых источников
из открытых источников

Модники гоняли на прото-великах в привычных фраках и панталонах, а вот дамам водрузиться на подобную конструкцию в своих платьях даже в голову не приходило. Хотя варианты прокатить леди с ветерком существовали.

из открытых источников
из открытых источников

В 60-х гг XIX столетия каретный мастер Пьер Мишо, работавший вместе с сыном Эрнестом, несколько модифицировал конструкцию Карла Дреза и снабдил ее педалями. В 1868 году отец и сын Мишо в сотрудничестве с братьями Оливье наладили массовое производство. Примерно в это же время в Америке патентует подобное изобретение и Пьер Лаллеман, когда-то работавший вместе с семейством Мишо.

Велосипед Мишо
Велосипед Мишо

Где-то в это же время появляется и привычное нам слово “велосипед”, объединившее в себе латинское velox (скорость) и pedis (нога). Однако, благодаря тяжелым металлическим колесам, эти машины ласково прозвали “костотрясами”.

Велосипед Мишо
Велосипед Мишо

Несмотря на корсет, длинные, многослойные юбки, светские дамы тоже заинтересовались изобретением Мишо. «Прекрасный пол не будет томиться в ожидании самоката, созданного специально для него», - писал журнал La Vie Parisienne. В Америке и Европе стали открываться специальные катки, где женщины могли кататься на велосипедах без пристального мужского внимания. И для катания дамам предлагали облачиться в блумерсы.

Из открытых источников
Из открытых источников

Блумерсы - шаровары, названные в честь смелой женщины, феминистки Амалии Блумер. В 1853 году она появилась на публике в широкой короткой юбке из-под которой были видны панталоны, сужающиеся к щиколотке. Публика была шокирована, но уже через 15 лет блумерсы вошли в женский гардероб. Пока только как спортивная, совершенно непубличная одежда.

Амалия Блумер в своем легендарном наряде
Амалия Блумер в своем легендарном наряде

В 1870 году в качестве альтернативы “костотрясам” появляются “пенни-фартинги”. Так прозвали конструкцию, в которой переднее колесо было значительно больше заднего. Из-за отсутствия цепной передачи, скорость велосипеда зависела именно от диаметра колеса, поэтому они достигали прямо циклопических размеров. Но именно эта особенность пенни-фартингов делала их крайне неустойчивыми.

Пенни-фартинг. Из открытых источников
Пенни-фартинг. Из открытых источников

К тому же гонять на пенни-фартингах могли только мужчины, поскольку оседлать эту конструкцию можно было только в брюках. Для дам были придуманы элегантные трехколесные модели.

Велосипедная прогулка на пенни-фартингах
Велосипедная прогулка на пенни-фартингах

Велосипед привычной нам конструкции появился в 1885 году, на радостях его так и назвали “безопасный велосипед”. Изобрел его англичанин Джон Кемп Старли, он же основал “Rover Company”, начавшую свою историю именно с выпуска велосипедов.

из открытых источников
из открытых источников
из открытых источников
из открытых источников
— Позвольте, что же это такое? — спросил он. — Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

Вопрошал Беликов, герой рассказа Чехова “Человек в футляре”. И уже тогда, в конце XIX века, ответ был ясен - велосипед прочно вошел в повседневную жизнь и нормального человека вид девушки на велике шокировать не мог. Женщины катались публично и повсеместно. Для стыдливых традиционалисток сделали женскую раму, чтобы барышне в длинной юбке было удобнее вскарабкаться в седло, а более смелые особы гоняли в блумерсах, которые вместе с длинным жакетом уже прочно обосновались в женском гардеробе в качестве специализированной одежды.

из открытых источников
из открытых источников
«Не знаю, как я не свернула себе шею, — вспоминала в 1897 году первая американская велосипедистка Элис Ли Моке про то, как впервые села в седло в длинном платье, — но меня бы подвергли остракизму, если б я осмелилась выехать на велосипеде в костюме, который ношу сегодня. Нынешние женщины, бодро разъезжающие в удобных шароварах и коротких юбках, даже не представляют, через что нам пришлось пройти. Я очень рада, что времена изменились».

ЧИТАЙТЕ так же:

Фотолетопись страны. 10 фотографов царской России