Дисклеймер: теплым летним днем 29 июня 2021 года на ничего неподозревающий белый экран обрушился шквал слов, переполненных водой и субъективом, который превратил эту девственно чистую поверхность в место страшного преступления - очередной статьи, на которую вы сейчас смотрите
Про Трумена Капоте я первый раз услышал в тот момент, когда читал "Убить пересмешника" Харпер Ли (писал про него вот тут), и в тот момент решил, что нужно будет обязательно с ним как-нибудь ознакомиться, потому что с плохим автором Харпер Ли дружить не будет.
И да, рубрика занимательные (и не очень) факты: Капоте и Ли жили в одном маленьком городке, были соседями, ходили в одну школу и дружили с самого детства. Поразительная концентрация гениальных писателей на один квадратный метр, учитывая размеры американского юга. И именно Ли помогала Трумену собирать материалы для написания "Хладнокровного убийства".
Сейчас Капоте в первую очередь, конечно же, ассоциируется с "Завтраком у Тиффани", но я был бы не я, если бы не решил выпендриться и начать знакомство с автором с чего-нибудь менее популярного (хотя на самом деле именно "Хладнокровное убийство" многими считается лучшим произведением Капоте, да и малопопулярным его мягко говоря не назовешь). Так или иначе, это знакомство однозначно можно назвать чуть ли не любовью с первого взгляда (no homo), потому что уровень мастерства автора начинает чувствоваться с первых страниц.
Жанр
Стиль, в котором написано произведение, судя по умным надписям в Википедии, называется журналистский роман, что бы это ни значило. А значит это, что сюжет базируется на истории реального убийства, произошедшего 15 ноября 1959 года в канзасском городе Холкомб. Весь роман по сути представляет собой рассказ о тех событиях и расследовании, но назвать его детективом при этом нельзя - сами преступники являются по сути главными героями, и именно от их лица идет повествование большую часть книги, хотя при этом многие разговоры и действия прямо цитируются из воспоминаний очевидцев. Именно в таком причудливом сочетании художественно переработанной информации с обращениями к точным формулировкам, которые иногда могут звучать слишком официозно, поскольку взяты из отчетов, или же наоборот чересчур просторечно из-за того, что выбраны из разговора с непосредственными свидетелями, и заключается необычность этого романа, который и породил за собой целый жанр. Такие постоянные мелкие цитирования, указания дат, конкретных мест и личностей не дают забыть о том, что за художественной историей на самом деле стоят реальные материалы и реальное жестокое убийство четырех человек.
Повествование
Этот подзаголовок заменяет собой привычный подзаголовок "Сюжет", просто потому, что рассказать весь сюжет романа можно за два предложения: Двое преступников, Дик и Перри, убивают семью Клаттеров. Через полтора месяца их ловят.
И главное, никаких существенных и активных событий за это время не происходит, и тем не менее Капоте умудрился написать целый роман на основе этих месяцев. Как? С помощью описаний, которые собственно и придают происходящему объем. Если в повествовании появляется новый персонаж, не сомневайтесь, вы прочтете хотя бы пару строк о том, кто он, сколько акров у него ферма и как его жена относится к езде за рулем по ночам. А если Дик и Перрри угоняют машину, конечно же вы не будете томиться от неизвестности, размышляя, какой модели и цвета была эта машина и был ли у неё канзасский номер, а если да, то какой именно. Всё это вам расскажут в первую очередь. И уж конечно, никогда вы не найдете здесь предложение вроде "Они поели", нет. На страницах романа вы узнаете обо всех гастрономических предпочтениях героев. Но, как бы это ни звучало, такие бессмысленные на первый взгляд подробности и заставляют историю оживать.
Конечно, половину таких мелких подробностей, если не больше, Капоте выдумал сам, потому что никакой человек не вспомнит, что он ел полтора месяца назад в придорожной кафешке или что дословно ответил на просьбу дать закурить, однако из одних только сухих реальных фактов создать великое художественное произведение не получится по определению - их неизбежно придется разбавить собственным виденьем ситуации, лишь бы оно не нарушало общей логики происходящего. И Капоте справляется с созданием такого сочетания блестяще.
Характеры
Ну и говоря о подробностях, которыми автор снабжает текст, невозможно обойти стороной важнейший элемент всего текста - мысли героев. Разумеется, Капоте не был медиумом и путешественником во времени, поэтому вернуться назад к тем событиям и прочесть мысли людей не было в его силах. Обидно, но ему пришлось выкручиваться своими силами, что, по утверждению некоторых любителей подушить, привело к искажению реальности и неверному представлению образов, особенно преступников. С одной стороны, это действительно так, Капоте в некотором смысле пришлось самому создать внутренний мир этих людей, потому что даже несмотря на его долгие беседы с преступниками, до конца понять и проникнуть в сознание другого человека, очевидно, невозможно. С другой стороны, образы основаны на действиях и воспоминаниях этих людей, не говоря уже о заключениях психиатров. В общем, не мне решать, насколько характеры персонажей близки к характерам настоящих убийц, но о том, что они поразительно правдоподобны, можно судить с достаточной определенностью. Капоте не преследует своей целью представить Перри и Дика однозначными монстрами или исключительно сошедшими с ума беднягами, заслуживающими оправдания.
И тем не менее, по мере прочтения лично я уже окончательно запутался в собственных ощущениях - конечно, убийство четырех человек, да и вообще любое убийство, инстинктивно вызывает резкое отторжение и осуждение, но если в начале книги это было единственное, что я чувствовал по отношению к Перри и Дику, то в конце к ним добавилось нечто, очень похожее на сострадание.
Вывод
"Хладнокровное убийство" прекрасно как с точки зрения неординарности повествования так и с точки зрения вызываемых эмоций. Вряд ли стоит читать эту книгу с расчетом на головокружительные перипетии сюжета, но если вы ищете что-то, что способно привести вас в смятение и принудить попробовать разобраться в себе и своих чувствах глубже, чем вы делали это раньше, то, пожалуй, сложно посоветовать что-то более подходящее. На этом на сегодня всё, спасибо за внимание и надеюсь, что меня не осудят на смертную казнь за то, что я вынудил вас захлебнуться в воде.
P.S. Если вам понравилась статья, я был бы очень благодарен, если бы вы подписались на канал