У коми-зырян, проживающих в зоне рискованного земледелия, охота являлась одним из важнейших видов хозяйственных промыслов. В северных районах Коми края охота, как и промысел ценных пород рыб, вплоть до начала XX в. носила не только потребительский, но и промысловый характер: боровая дичь, приобретаемая торговыми агентами у коми охотников промысловиков, в замороженном виде поставлялась на рынки Петербурга и Москвы.
Охотничий промысел делился на два периода: осенне-зимний и весенне-зимний. Осенью коми охотники уходили на промысел сразу после Покрова Пресвятой Богородицы(1/14 октября) и промышляли до Николина дня (день памяти св. Николая Мирликийского – 6/19 декабря). Весенне-зимний промысел начинался сразу после Крещения (Богоявление Господне (по коми Вежа лун) – 6/19 января) и продолжался до праздника Святой Пасхи, за неделю до этого охотники возвращались домой. Осенью добывали в основном диких копытных животных (олени, лоси), а также медведей и рябчиков. Зимой же главной добычей становилась пушнина.
Уходя на дальний промысел, охотники брали с собой деревянный календарь «пу-святцы», – шестигранный бипирамидальный брусок с насечками на ребрах: в середине утолщенный и разделенный на две равные части. На каждом ребре помещалось по два месяца, которые отделялись друг от друга нарезкой посередине бруска. Общее число насечек соответствовало количеству дней в году, церковные праздники были обозначены специальными значками – «пасами». Прошедшие дни отмечали, залепливая зарубки воском или лиственничной смолой. Деревянные календари-святцы бытовали также у русского промыслового населения на европейском Севере и Сибири, а также у эвенков.
В промысловых избушках у коми иногда имелись также небольшие божницы, где располагались медные образки или же вырезанные самими охотниками резные иконы с Голгофским крестом. По представлениям коми охотников, такая резная икона с Голгофским крестом является лучшей зашитой от пожара, молнии и других стихийных бедствий в лесной охотничьей избушке.
Автор текста: научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов поволжья и приуралья, кандидат исторических наук, Чувьюров Александр Алексеевич.