Костюм молдавской невесты выделяется тем, что помимо глубоко архаичных традиционных компонентов, он содержит в себе и черты современности. Это объясняется тем, что в 1970-е годы, когда он был передан в музей, у молдаван Черновицкой области Украины наблюдался всплеск интереса к своей традиционной культуре. Это было своеобразной ответной реакцией на советскую модернизацию, стиравшую культурные различия между народами и усиливавшую влияние города на село. Новые веяния побуждали молдавских сельчанок доставать из сундуков бережно хранившиеся в них еще с довоенных времен холщовые, богато покрытые ручной вышивкой рубахи, домотканые шерстяные юбки и пояса, кептари, декорованные цветочными узорами из шерстяных нитей и бисера, а также коралловые низки и другие украшения и наряжать в них своих дочерей-невест. Тем самым подчеркивалось, что свадьба - это не только предвестие продолжения рода, но и символ продолжения традиции.
Невесты, в свою очередь, стремились не отставать от моды. Обязательным элементом свадебного костюма были шнурованные кожаные сапожки с каблучком, купленные в магазине. Свадебные венки, сделанные вручную из белого капрона, проволоки, блесток и кусочков зеркала, приобретались на рынке в г. Черновцы. Они уже не были этническим маркером, их носили вместе с фатой не только молдаванки, но и украинки.
Таким образом, демонстрируемый свадебный комплекс отражает процесс постепенного вытеснения старых сельских традиций тенденциями городской моды, наблюдавшийся в 1970-х годах, а также ответное стремление традиционной культуры сохранить вопреки этим веяниям свои самобытные черты и локальные особенности.
Автор текста: Научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы, кандидат исторических наук, Михайлова Алёна Алексеевна.