В мире «Полдня», описанном братьями Стругацкими, живут несколько взаимодействующих между собой сообществ разумных. Во-первых, это Странники, они же Людены. Они пополняют свои ряды инициированными существами разных биологических видов (кроме людей, среди них были замечены голованы), порой проводят непостижимые эксперименты, но в целом в дела остальной Галактики не вмешиваются. Им попросту неинтересно с обычными людьми (и не-людьми тоже).
Во-вторых, Человечество Земли. Коммунистическое общество, проводит космическую экспансию и активно вмешивается в историю других планет — но только если там живут люди. К негуманоидным расам коммунисты почему-то не лезут, ограничиваясь дипломатией. В-третьих, негуманоиды. Постепенно развиваются, кто-то даже выходит в космос (те же голованы — при помощи людей), но в целом их социумы замкнуты и статичны. Наконец, в четвёртых — люди, живущие на слаборазвитых планетах, с которыми работают прогрессоры Человечества.
В романах Стругацких показана деятельность прогрессоров в нескольких мирах: средневековом княжестве Арканар, Алайском герцогстве на Гиганде, в стране Неизвестных Отцов на Саракше. В первом мире вмешательство землян закончилось катастрофой, после чего они продолжили свою активность в данном обществе (Тойво Глумов в молодости там работал), изменив свои методы и приспособив их к средневековым реалиям. Судя по обрывкам информации, им удалось за век превратить местное общество из средневекового в возрожденческое.
Чего достигли земляне на Гиганде и Саракше? Остановили войну, привели к власти… а вот кого? Коммунистов в этих мирах не было, а свою идеологию земляне туда не экспортировали. Судя по всеми, власть взяла коалиция из наиболее вменяемых местных, вроде «выродков» на Саракше. Прогрессоры, как умели, стабилизировали ситуацию, о чём упоминается в «Жуке в муравейнике».
Однако заметим, что земляне не стали поставлять продовольствие и прочие гуманитарные грузы, включая лекарства (в конце «Парня из преисподней» грузовик везёт в столицу местную противочумную сыворотку, а не земную). Не стали они делиться с аборигенами и своей коммунистической идеологией, во всяком случае никакие подобные печатные (а также видео и аудио) пропагандистские материалы в текстах не упоминаются. И самое интересное — земляне не применяли в этих мирах своё вундерваффе, благодаря которому коммунизм победил в их мире: «Высокую теорию воспитания».
То есть в этих мирах неизбежно продолжится капиталистическое развитие местных буржуазных республик, управляемых союзом наиболее разумных капиталистов с буржуазной (другой неоткуда взяться) интеллигенцией. Через век-другой (а то и раньше) эти миры неизбежно выйдут в космос и начнут сперва исследовательские программы, а затем прямую экспансию. В этот момент земляне уже не смогут скрываться, если только не предпримут чрезвычайных мер по уничтожению всех следов своей деятельности.
Что тогда произойдёт? Правительства и народы капиталистических планет узнают, что земляне на протяжении веков активно вмешивались в их внутренние дела. Независимо от того, какие благие цели они перед собой ставили, раскрытие факта такого вмешательства вызовет взрыв общественного негодования. И земляне неизбежно признают свою вину. В XXII веке деятельность прогрессоров не пользовалась популярностью и поддержкой широких коммунарских масс, о чём у Стругацких прямо сказано. А когда сами земляне обнаружили, что среди них могут действовать агенты Странников, они реагировали на это крайне отрицательно. Поэтому чувства жителей Саракша, Гиганды и прочих миров, где успели отметиться прогрессоры, будут земным коммунарам близки и понятны.
К чему это приведёт? Жители буржуазных миров (конечно, их капитализм будет куда более цивилизованным, чем наш современный, но коммунизмом он заведомо не станет, в отсутствие той самой Высокой теории воспитания) потребуют компенсаций. Землянам придётся платить и каяться. Платить не ресурсами, а технологиями. Вскоре сообщество капиталистических планет обретёт технические возможности, немногим уступающие коммунарским.
Но, может быть, увидев земной образ жизни, они сами захотят перевоспитаться и влиться в земное Человечество? Кто-то захочет и вольётся, ведь биологически они тоже люди. Но далеко не все. Будет поток эмиграции на Землю (и с этими мигрантами могут возникнуть различные проблемы), но основная часть населения предпочтёт остаться на родине. Тем более, что уровень жизни в их мирах, благодаря использованию заимствованных у землян технологий, резко подскочит и начнётся масштабное освоение просторов Галактики.
Как именно поделят Галактику земляне и некая «Лига некоммунистических миров» — в целом особого значения не имеет. И так понятно, что у последней, лет через двести, будет во много раз больше колоний, а их население многократно превзойдёт земное. Таким образом, Земля останется уникальной цивилизацией, пусть и высокоразвитой. Галактика в будущем станет человеческой, но не коммунистической. Странники, они же людены, могли бы радикально изменить расстановку сил, но им это попросту ни к чему.