Интерес к коллекциям Российского этнографического музея всегда активно проявлялся не только среди отечественных исследователей и книгоиздателей, но и за рубежом. Иностранные коллеги довольно часто обращаются в музей с просьбой предоставить им фотографии экспонатов или документальных изображений из фондов РЭМ для иллюстрирования своих научных трудов. Экземпляры вышедших в свет изданий с этими материалами впоследствии обязательно присылаются авторами в библиотеку музея.
Совсем недавно в музей была прислана книга словенского исследователя Бояна Книфица “Обувное наследие Словении: о сапогах, туфлях, сабо, сандалиях, тапочках и прочей обуви”, изданная в г. Тржич в 2020 г. (Knific, Bojan. Obutvena dediščina na Slovenskem: O škornjih, čevljih, coklah, opankah, copatah in drugih obuvalih. Tržič: Tržiški muzej, 2020. 428 str.) В своей книге автор повествует об истории обуви на территории нынешней Словении от средних веков до середины ХХ в. Издание содержит большое количество иллюстративного материала из разных музеев, в том числе из фондов РЭМ
Словенская обувь поступила в наш музей вместе с другими предметами, присланными на Всероссийскую этнографическую выставку 1867 г. Для этой выставки один из деятелей словенского национального возрождения Матия Маяр (1809−1892) собрал целый тематический комплекс костюмов и предметов быта, получивший название “Свадьба в Зильской долине”. В число вещей, присланных Маяром для репрезентации словенской традиционной культуры, входили костюмы невесты, жениха, дружек, сватов, приданое невесты − постель, сундук, прялка, атрибуты свадьбы − колокол, знамя и другие предметы.
Автор книги сфокусировал свое внимание на шести парах кожаных черных туфель, в которые были одеты манекены обстановочной сцены. Он утверждает, что такие туфли вошли в словенский народный костюм, благодаря влиянию западной аристократической культуры, еще в первой половине XIX в. В фотофонде РЭМ сохранились фотографии словенцев, носивших когда-то костюмы, присланные на выставку. На них отчетливо видно, что словенский костюм 1860-х годов действительно претерпевал довольно сильное влияние европейской городской моды, но при этом во много сохранял еще свои самобытные традиционные черты.
Автор текста: научный сотрудник отдела этнографии Украины, Белоруссии и Молдавии Михайлова Алёна Алексеевна.