Интерес к одежде российских брендов растёт. В исследовании AliExpress и Research Me большинство покупателей заявили, что предпочтут российский товар зарубежному аналогу, а некоторые даже готовы доплачивать за «Сделано в России». Растет и предложение: победители конкурса AliExpress среди молодых fashion-брендов #FashionAli показали, что локальная одежда может быть классной и конкурировать с импортом. Места для «наших» на этом рынке еще много, уверен Антон Гуреев, бизнес-консультант и основатель клуба предпринимателей «Человек, который шьет». В колонке для блога «AliExpress Бизнес» он поделился рецептом «быстрого приготовления» своего швейного бренда.
В клубе Антона Гуреева «Человек, который шьет» больше 600 участников — владельцев швейного дела. За его плечами 10 лет работы в бизнесе, организация отраслевых мероприятий, более 150 личных консультаций в год с собственниками в сфере производства и продажи одежды.
Почему сейчас лучший момент для запуска швейного бизнеса
В конце девяностых — начале нулевых российское швейное производство и легкая промышленность переживали значительный спад, и магазины быстро заполнились импортными товарами, в основном из Турции и Китая. Ситуация начала меняться в 2008-м: из-за ослабления рубля привозить товары из-за границы и отшивать вещи за рубежом стало менее выгодно, освободилось место для локальных брендов. Финансовые кризисы 2014-го и 2018-го дали схожий эффект, и сейчас мы наблюдаем в российской швейной промышленности заметный подъем. «Третью волну» швейного ренессанса подтолкнуло активное развитие #e-commerce и крупных маркетплейсов, позволяющих новичкам быстро выходить на рынок и расти. Раньше швейные бренды появлялись спонтанно, по принципу «не смог найти хороший дождевик, решил делать сам». Но есть и те, кто приходит в индустрию с позиции бизнеса-перспектив и хочет анализировать рынок, тестировать гипотезы и только после этого создавать модели, хотя пока это редкий сценарий.
Можно ли запустить бренд одежды без опыта
Порог входа в швейный #бизнес достаточно низкий: на открытие небольшого производства достаточно 2—3 млн рублей. Но в этом есть и минус: многие новички вкладывают деньги, не понимая, что делают: ставят ТЗ на производство голосовыми сообщениями в WhatsApp, а вместо технической документации приносят нарисованный от руки карандашом эскиз.
Запускать бренд, имея на руках только креативную концепцию и красивые картинки, очень не рекомендую: высока вероятность, что вы не найдете либо аудиторию, либо мастеров, которые смогут сшить сложные вещи. Швейное производство в первую очередь бизнес, а уже потом — творчество.
Это не значит, что если вы не умеете шить, вам нельзя идти в швейное дело. 80% известных мне успешных швейных компаний основаны людьми, которые на старте абсолютно ничего не понимали в этом бизнесе и не имели специального образования. Они принесли в новую для себя сферу опыт управления другими компаниями и успешно адаптировали его. Главное в бизнесе (и швейный не исключение) — знать, как устроены процессы, уметь находить грамотных специалистов и делегировать решения в их зоне компетенции. Не впадайте в крайности. Пытаться делать все самому так же плохо, как и совсем отойти в сторону.
Как выбрать нишу для бренда одежды
Если говорить о самых перспективных направлениях, то настоящий клондайк — это детские вещи, сегмент plus size и одежда для мусульман. Стабильно высоким спросом пользуется классическая одежда — белые сорочки, платья и юбки — и трикотаж: худи, спортивные костюмы и т. д. Большой запрос есть на женские модели до 3000 рублей и на качественную, но удобную одежду для мужчин 40+. Но в целом швейному бренду сейчас можно зайти в любую категорию и просто начать нормально работать, чтобы увидеть результат.
Самый большой враг новичка — перфекционизм, желание сразу создать идеальный товарный ряд. Однажды ко мне обратилась девушка, которая полтора года разрабатывала коллекцию, а потом не знала, как ее произвести, потому что у нее была одежда для всех возрастов, включая новорожденных. Закрыть потребности всех сразу невозможно: это путь к потере вдохновения, денег и времени. Поэтому на старте точно не стоит делать коллекцию из 60 артикулов — пошейте 5 моделей, начните продавать и следите за откликом покупателей!
Как сформировать ассортимент для старта (по материалам клуба «Человек, который шьет»)
- Создайте список из 10—15 моделей, которые хотели бы продавать, и визуализируйте их в мельчайших деталях.
- Проведите конкурентный анализ, чтобы понять, насколько ваше предложение отличается от того, что есть на рынке.
- Протестируйте модели на своей целевой аудитории с помощью рекламы в соцсетях. Оставьте 3—5 моделей, которые вызвали лучший отклик.
- Выберите наиболее ходовые размеры и сделайте на них акцент при отшиве партии.
- Имейте резервные средства для оперативной подсортировки моделей и размеров.
Как найти свою аудиторию
Частая ошибка, которую совершают производители и продавцы швейных изделий, — непонимание целевой аудитории и потребностей рынка. Чтобы разобраться, для кого вы будете производить одежду и по каким критериям покупатели будут выбирать именно вас, нужно ответить на следующие вопросы:
- Кто ваш покупатель? Мужчина или женщина, сколько ему/ей лет, где он/она живет, сколько зарабатывает?
- Чем живет и интересуется ваш целевой покупатель?
- Какие у него проблемы и страхи? Чего он хочет?
- Как покупает одежду? Какие проблемы и задачи решает с ее помощью?
- Чем руководствуется в выборе (качество, надежность, престижность, рекомендации друзей, цена, визуальная привлекательность, скорость и удобство покупки, что-то еще)?
- Кто и что влияет на решения ЦА о покупке одежды (семья, коллеги, образование, религиозные убеждения)?
Сегментируйте аудиторию, возьмите максимально узкие выборки, напишите посты для соцсетей с разной подачей и протестируйте с помощью небольшого рекламного бюджета одну гипотезу за другой. Видите хороший отклик? Значит, угадали с запросом и сообщением, можно отшивать больше одежды и запускать широкое анонсирование. На первых порах советую шить максимально понятные и простые вещи, а с ростом компетенции и прибыли переходить на более сложную продукцию.
Как продвигать свой бренд одежды онлайн
Соцсети, сайты и #маркетплейсы работают по-разному, и успеть везде одновременно просто невозможно. Выбирайте канал продаж по своим стартовым возможностям.
В Instagram, например, можно начать с 50—300 тыс. рублей — столько нужно, чтобы протестировать несколько креативов, купить рекламу у небольших блогеров, привлечь аудиторию и получить первые продажи. Звучит неплохо, но это постоянная работа над контентом, визуалами и даже продвижением личного бренда, так как сейчас люди часто покупают не просто симпатичную одежду, а симпатичную одежду у симпатичного им кого-то. Для начинающего предпринимателя это означает постоянную высокую эмоциональную нагрузку и вовлеченность в процесс — не каждый готов к ней. А вот собственный #интернет-магазин на начальном этапе принесет скорее убытки, чем прибыль: чтобы приводить на него покупателей, нужно вложить очень много денег.
Многие не идут на маркетплейсы, потому что не хотят платить комиссию. Но маркетплейсы помогают экономить на привлечении клиентов и в конечном счете это может быть выгоднее, чем привлекать покупателей в свой канал. Все, что потребуется, — поставлять конкретное количество единиц товара в нужное время, а работу с карточками продукции, отзывами покупателей и прочими операционными задачами можно отдать на аутсорс.
Какой бы канал для продвижения вы ни выбрали, действуйте системно: разовый результат может радовать, но это еще не бизнес. И не бойтесь ошибок: если относиться к росту и развитию своего дела как к постоянному тестированию гипотез, можно избежать выгорания и перестать считать каждую ошибку катастрофой. Закладывайте часть бюджета на ошибки и эксперименты и отпускайте эти деньги со спокойным сердцем. Промахи случаются у всех, но они должны не замедлять развитие, а наоборот, заставлять двигаться вперед.
План открытия швейного бизнеса (по материалам клуба «Человек, который шьет»)
- Определите направление работы
- Выделите свой сегмент ЦА
- Определите каналы продаж
- Проанализируйте конкурентное поле
- Сформируйте ассортиментную матрицу
- Просчитайте финансовую модель
- Выберите стартовые модели и разберитесь в конструктивных особенностях
- Подготовьте договоры для работы с подрядчиками
- Создайте дизайн этикеток и бирок
- Подберите ткани и фурнитуру
- Разработайте лекала
- Отшейте образцы
- Скорректируйте конструкцию, отшейте новые образцы
- Проведите съемку образцов
- Подготовьте конструкторско-технологические документы (ТКД)
- Сформируйте список подрядчиков для пошива изделий
- Проведите интервью с подрядчиком и личный аудит производств
- Проверьте и скорректируйте финансовую модель
- Изготовьте пилотные образцы на производстве подрядчика
- Подпишите договор с подрядчиком
- Закупите и доставьте на производство материалы
- Запустите партию в производство
- Проведите промежуточный контроль качества товара
- Проведите финальный контроль качества на выпуске с производства
- Упакуйте и промаркируйте товары
- Отгрузите на склад или торговую площадку