Помните Марфушеньку-душеньку, с её свекольными щеками? Она ведь, по мнению матери, была не просто «прынцесса», а целая «королевна». Сказка «Морозко», конечно - это художественное преувеличение. Но на Руси действительно, испокон веков, любили краситься ярко и обильно.
Писатель XII века Даниил Заточник печально сообщал: «Видел жену… мажущуюся румянами, и сказал ей: «Не смотрись в зеркало, увидишь безобразие лица своего».
К услугам женщин Средневековья были исключительно натуральные компоненты. Лицо ополаскивали травяными настоями, брови подводили сурьмой, румяна делали из ягодного сока. Казалось бы: при таком экологичном исходном материале, красавицы прошлого должны были выглядеть преотлично. Но нет. Краска пусть и была без примесей, но выводилась с лица долго, пачкалась, ложилась неровно. Требовалась изрядная сноровка, чтобы использовать натуральное богатство как следует.
Считается, что первую «косметику» на Русь привезли из Византии. Красавица Зоя Порфирородная, жена трёх императоров, ещё в X веке научилась сама делать все нужные ей средства для лица. «Наша единственная, душой благородная, лицом прекрасная», - говорили про императрицу в Византии. Зоя держала свои открытия в секрете, но кое-какие хитрости удалось подсмотреть её окружению. Впрочем, косметику делала не только она (просто Зоина считалась лучшей).
Связи с Византией были налажены, и к благородным дамам из русских княжеств тоже попали в руки некоторые заморские средства. Сколько они стоили - неизвестно, но вряд ли были доступны всем. В те времена такие товары ещё были штучными, а значит, дорогими.
Как именно красились в те древние времена сведений практически нет. Но вот в XIII веке выставлять красоту напоказ точно не решались. Во времена монгольских нашествий женщина не рисковала казаться привлекательной, наоборот, следовало закутаться поплотнее и не поднимать глаз. Справедливо считается, что как раз с того периода пошла тенденция запирать дочерей и жён в теремах. От чужого глаза. Но не в смысле пресловутой «порчи», а для того, чтобы сохранить честь и свободу своих близких.
Однако с конца пятнадцатого века ситуация поменялась в корне. Русские женщины полюбили краситься, и в стремлении сделаться привлекательнее, чем обычно, иногда доходили до абсурда. Священнослужители морщились и неодобрительно качали головами. Протопоп Аввакум делал замечание:
«Жонки лицо свое безобразят, и паки красок накладут – ино бело, ино сине… что суть подобно зверю».
Но Аввакум напрасно сердился. Женщину "без раскраски" просто бы не поняли. Так было принято и считалось правильным. А уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс утверждал, что некоторые модные дамы ещё и специально чернили ногти.
В шестнадцатом-семнадцатом веке белила и румяна продавались в лавках Китай-города. Простейшую пудру изготавливали из муки, но в ходу были и другие ухищрения. Когда исследовали останки русских цариц – Елены Глинской, матери Ивана Грозного, и Анастасии Романовны, его первой жены, сразу бросилось в глаза изрядное содержание ртути. Химический анализ подтвердил давнюю догадку историков: всё из-за белил, из-за желания казаться ещё красивее. Правда, версии об отравлении обеих женщин историки тоже рассматривают на равных.
«В городах женщины румянятся и белятся, и притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску», - записал немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший на Руси в XVII столетии.
Начиная с Петра I в Россию пришли «европейские моды», и на макияж они также распространялись. Белые пудренные лица, румянец в пол-лица и, конечно, мушки (я писала об этом модном изобретении в статье «Прыщик не помеха»). Елизавета Петровна, Екатерина II, румянились и покрывали лица пудрой в точности, как их заграничные коллеги, французская королева Мария-Антуанетта или австрийская императрица Мария-Терезия. У Екатерины Второй была в распоряжении дорогая жемчужная пудра, куда более безопасная для кожи, чем в предыдущие столетия.
Елизавета Янькова (1768-1861), дворянка, чьи воспоминания записал внук, утверждала, что:
«Пудра очень всех красила и девицы вдобавок еще румянились… С утра мы румянились слегка…. Чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться."
Впрочем, пудра шла не только на лицо. Дамы и кавалеры восемнадцатого века щедро рассыпали её на волосы. С помощью пудры причёска лучше держалась, а ещё придавала волосам неестественный оттенок, очень модный в те времена.
У девушек девятнадцатого века была другая забота - им хотелось казаться томными, прозрачными, невесомыми. Румянец должен был выглядеть натурально, словно девушка чуть-чуть запыхалась после вальса. Алые щёки, которые в XVII столетии считались красивыми, ушли в прошлое. Но зато появилась тушь для ресниц. Во Франции ею пользовалась императрица Евгения, и модницы Петербурга, разумеется, мимо этой новинки пройти не смогли.
И после мода на на макияж менялась неоднократно, от декадентской бледности до ярко-синих век и пунцовых губ. Брови вытягивались в тоненькую ниточку и снова превращались в соболя, ресницы то царапали собеседника, то прятались вовсе. Учитывая все это, предугадать, каким будет тренд далёкого будущего практически невозможно.
#наука #история россии #семейные отношения #стиль #культура
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!