Давайте признаемся, что никому из нас сейчас не хочется оказаться на месте тренера сборной России по футболу. Мало того, что 4:1, так еще и каждому встречному надо рассказать, как так вышло. А когда закончатся все пресс-конференции, необходим разбор полётов с командой, в цензурных выражениях.
Как критиковать сотрудников без вреда для ментального здоровья каждого?
Делать это конструктивно!
Не допускайте трех основных ошибок:
- Не критикуйте за то, на что сотрудник никак не мог повлиять
- Делайте это в личной беседе, а не при всем честном народе
- Не переходите на личности
Эти три догмы относятся и к личной жизни ;)
Итак, вы поняли, что ваш сотрудник накосячил. Вот простой алгоритм действий:
- Признайте и свою вину тоже.
Может, вы перегрузили сотрудника или дали ему непомерную задачу. А подчиненный в силу скромности не смог вам отказать. - Поговорите НАЕДИНЕ.
Спокойно вызываете провинившегося в кабинет, а не совершаете вторую ошибку. - Бутерброд.
Не начинайте разбор полетов с порога. Сначала скажите что-то приятное. Не такая уж ужасная ошибка, раз вы все еще разговариваете с сотрудником, припомните, чего хорошего он сделал в этом месяце. И только потом укажите на недостатки проделанной работы и к чему все это привело. - Почему так вышло?
Дайте сотруднику возможность самому сделать выводы. Что привело к этой ошибке, как ее можно было избежать и как теперь с этим всем жить. - План действий.
Если вы хотите, чтобы ваши коллеги развивались, то после такого разговора должен остаться не осадочек, а конкретный план действий. Если вам нужно было выпустить пар, то все эти советы вам ни к чему :)
Конечно, есть сложные случаи, когда коллега забивает мяч в свои же ворота. Если разговоры и отсутствие премии никак не способствуют развитию, то, возможно, пора расстаться.
А как бы вы построили конструктивный диалог на месте тренера? :)