В Гагре (Абхазия) высоко в горах есть здание, которое обязательно показывают туристам на экскурсии. Это зàмок принца Ольденбургского.
Вот каким ветром занесло на черноморское побережье Кавказа представителя Ольденбургской династии?
Династия-то была непростая: князья Ольденбургские представляли младшую ветвь Ольденбургского дома, из которого вышли Голштейн-Готторп-Романовы (правящая в России ветвь) и просто Голштейн-Готторпы, герцоги Ольденбургские. К этой младшей ветви и относился герцог Александр Константин Фридрих (Александр Петрович) Ольденбургский, основатель курорта Гагры.
Голштейн-Готторпы на русском троне
Очень российский, даже можно сказать, очень русский человек был этнический немец Александр Петрович. Много внимания уделял благотворительности, просвещению, а почерпнул эту страсть у своего отца.
Александр Петрович Ольденбургский был основателем курорта Гагры.
Интересный факт: юный Александр окончил то самое Училище правоведения в Петербурге, которое было открыто по инициативе его отца, Петра Георгиевича Ольденбургского. Впоследствии Александр занимался больницами, помогал русскому ученому-физиологу Ивану Павлову, в частности, предоставил средства и участвовал в 1890 г. в открытии института, где начал проводить свои опыты И.П. Павлов, т.е. фактически помог ученому в становлении и развитии его физиологической школы. Институт принца Ольденбургского - такое название сохранялось за институтом до 1917 г. ; он и по сей день существует как Институт экспериментальной медицины.
В дальнейшем принц Ольденбургский служил в лейб-гвардии, принимал личное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., являлся членом Государственного совета Российской империи; так, И.Е. Репин изобразил его в числе других лиц на полотне "Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
Человек БЕЗ ЛИЦА на картине Репина
В годы первой мировой войны Александр Петрович занимался организацией санитарного дела в действующей армии (очень успешно) и эвакуационными делами.
Но вернемся к Гагре.
В XIX веке Гагрская крепость представляла собой печальное зрелище:
Крайняя заболоченность местности способствовала распространению малярии, а вкупе с повышенной влажностью в условиях жаркого климата приводила к удушающей жаре летом. Абхазия хоть и присоединилась (в 1810 г.) к Российской империи добровольно, во время Кавказской войны 1817-1864 гг. крепость частенько обстреливалась горцами. Военные рассматривали распределение в крепость Абаату (так она называлась) или ссылку туда провинившихся (декабристов, например) равносильными смертному приговору. А во время Крымской войны 1853-1856 гг. крепость была разрушена и оставалась такой вплоть до конца XIX века. Удивительно вообще, что Александр Петрович обратил на нее внимание и увидел перспективы ее развития.
О том, как обустраивался курорт Гагра, а также в чем заключалась роль принца Ольденбургского, рассказывает абхазский историк-кавказовед Станислав Зосимович Лакоба.
В 1901 году принц прибыл в Гагру. Население встретило его очень хорошо, по-абхазски гостеприимно: "на особо приготовленном столике находились жареный целиком на вертеле баран, местное абхазское вино и сыр" (как турист, неоднократно бывавший в Абхазии, уверяю вас, это очень вкусно).
В этой поездке принц посетил еще Новый Афон и Сухум, увидел заложенный в Сухуме субтропический сад (тогда он носил название "Синоп") и настолько впечатлился увиденным, что по возвращении в Петербург встретился с Николаем II (между прочим, своим родственником, т.к. принц являлся правнуком российского императора Павла I) и сумел убедить императора в целесообразности строительства в этих местах курорта. Средства из казны были выделены, и уже в октябре 1901 года началось возведение курорта Гагра.
В 1901 году принц Ольденбургский впервые посетил Гагру, а уже в октябре 1901 года началось возведение курорта Гагра.
Курорт выстроили быстро, за 2 года с небольшим. Начали по распоряжению принца с расчистки крепости, а на средства его жены, принцессы Евгении Ольденбургской (и герцогини Лейхтенбергской, а также княжны Романовской) была отреставрирована крепостная церковь святого Ипатия. Иконы для храма писал приехавший из Санкт-Петербурга художник Михаил Нестеров.
Вдоль моря широкой полосой протянулся основанный в то же время парк (ныне - Приморский парк). В парке - пруды, скульптуры, субтропические растения. Очень много пальм!
Городок тоже расцвел, по мере того, как Гагра застраивалась особняками, стали появляться магазины и рестораны. Один из них ресторан "Гагрипш" - и место отдыха, и достопримечательность Гагр.
Принц инициировал хорошую традицию - давать постройкам "местные" названия, вот и назвали ресторан по одноименной реке.
Деревянное трехэтажное здание было привезено сюда в разобранном виде и собрано, как свидетельствуют, без единого гвоздя. Здание представляло копию другого здания, выставляемого в Париже на Всемирной выставке 1902 г.
Ресторан известен туристам благодаря большим часам на фронтоне. К слову, в этом самом ресторане 9 января 1903 года состоялось торжественное открытие курорта Гагра.
Рядом с рестораном находился еще один дворец. Вместе они хорошо смотрелись и представляли единый архитектурный ансамбль. Дворец привезли с той же выставки для принцессы Евгении; к сожалению, он не сохранился. Дворец пришел в негодность, его демонтировали в 1980-е гг.
Добавим, что в Гаграх была оборудована пристань, открылись почта и телеграф, были проведены электричество и водопровод, построена климатическая станция - это ее открытие праздновали 9 января 1903 г., оно же означало основание курорта. Была открыта водолечебница со всеми возможными удобствами того времени, например, английскими ваннами из мрамора... Даже <субтропический> техникум появился в Гагре в те годы!
А что же зàмок принца Ольденбургского, с которого начиналось наше повествование?
Ну, а что зàмок. Зàмок на месте. Высоко над городом, в скалах ущелья реки Жоэквары. Чтобы его посмотреть, нам нужно выбраться из Приморского парка.
Стиль модерн, строительство велось в1901-1904 гг., архитектор Г.И. Люцедарский, мастер петербургского модерна. Рассказывают, что фундамент при закладке здания дважды давал трещину, и достраивал его (вроде бы) местный подрядчик Яхья Керболай Аббас по составленным в Санкт-Петербурге чертежам.
Зàмок принца Ольденбургского был выстроен в стиле модерн архитектором Г.И. Люцедарским.
Принц Ольденбургский с женой подолгу отдыхали в Гагре и жили в зàмке.
Что случилось с зàмком и семьей принца после событий 1917 года в России? Зàмок большевики национализировали, сначала там был санаторий, а потом элитный пансионат.
Здание очень пострадало во время грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг., туристы сообщают, что фактически там до сих пор "развалины", отреставрирован только флигель. В 2010 году комплекс вообще был сдан в аренду на 49 лет некоему юридическому лицу. А кто стоит за данной фирмой, неизвестно: власти Абхазии выясняют этот вопрос...
Александр Петрович вместе с женой и сыном эмигрировал в Германию, последние годы жизни супруги жили в Биаррице (Франция), их сын - в Париже. Их единственный сын Петр был женат первым браком на сестре императора Николая II Великой Княжне Ольге Александровне, с которой состоял в троюродном-четвероюродном родстве; брак оказался неудачным, в 1916 году супруги расстались.
В эмиграции писал рассказы под псевдонимом "Петр Александров" и много общался с Иваном Буниным. Женился вторым браком на Ольге Владимировне Серебряковой. Потомства не оставил. В 2013 году Абхазию посещал племянник принца герцог Гуно фон Ольденбург с женой. Принимала герцога абхазская сторона в том самом отреставрированном флигеле.
В 1917 году зàмок был национализирован большевиками. В настоящее время сдан в аренду на 49 лет некоему юридическому лицу.
В Абхазии Александра Петровича Ольденбургского любят и ценят за его вклад в строительство курорта Гагра. И продолжают показывать туристам его зàмок.