Производители автодомов в Европе закупают печки у двух - трёх крупных поставщиков. Безусловный монополист в этой сфере - завод Truma в Германии. Если вам интересна история этой компании, то напишите в комментариях и я обязательно расскажу.
В самоходных автодомах, вы скорее всего, встретите обогреватель со встроенным бойлером Truma Combi мощностью 4 или 6 кВт. Работает печь на смеси пропан - бутан или дизеле. Устройство одновременно греет воздух и воду для автодома.
Тепло из печки нагнетается вентилятором и распределяется по салону автодома. В некоторых моделях автодомов тёплый воздух подаётся в «рубашку» бака сточных вод, чтобы пользоваться канализацией в мороз.
Газ или дизель?
В последнее время, заправить пропан в баллоны стало на много проще, чем раньше, но всё-таки, газ как и прежде неожиданно заканчивается, замерзает зимой, может где-нибудь утечь и сделать большой такой «Бабах»...
С дизелем на много проще. Он расходуется из топливного бака автодома и вы всегда знаете об остатке горючего по стрелке на приборной панели.
В последнее время отопитель Truma Combi выпускается с дополнительной буквой "Е" в названии модели. Газовый вариант называется Truma Combi E, а дизельный Truma Combi DE. "Е" обозначает наличие тена для работы от электричества.
Такой вариант печки может работать от 220V. Эффективность от горючего на много лучше, чем от электричества, поэтому эта функция скорее вспомогательная, чем основная. Например, нагрев автодом от газа, вы можете включить отопление от электричества и поддерживать определенную температуру в салоне.
Есть люди которые категорически против газового оборудования в автодоме. Для них существуют полностью дизельные варианты отопления и даже варочные панели. Остальное оборудование работает от электричества.
Если в автодоме установлен дизельный отопитель, кто газ все равно понадобится для работы плиты и в некоторых случаях холодильника.
Недавно в Москву пришел на продажу автодом Sun-Living V60 SP Family. У него от газа работает только плита для готовки. Отопление дизельное, холодильник электрический компрессорный. Если уж совсем отказываться от газа, то можно купить дизельную плитку или готовить на костре.
Отопление в прицепах - дачах
Как ни странно, но большинство караванов тоже оборудованы устройствами отопления Truma. Есть, конечно, дорогие прицепы в которых стоит Truma Combi с бойлером или даже жидкостное отопление ALDE (расскажу в отдельной статье), но для удешевления производители ставят в прицепы камин Truma S в различных вариациях.
Самый простой отопитель в прицепе работает как батарея, но для распределения тепла по всему салону требуется заказывать систему TrumaVent. Она включает в себя вентилятор работающий от 12 или 220V и систему трубопроводов по которым теплый воздух быстро распределяется по салону. Для обогрева от 220V устанавливается приставка UltraHeat мощностью до 3 кВт. По сути это тен 220V встроенный в радиатор печки.
Цены
Для сравнения, цена самой лучшей Truma Combi 6 DE (дизель + 220V) с цифровым управлением CP Plus в каталоге аксессуаров для автодомов стоит 3548 евро. Если умножить на курс 90, то получим 319 000 рублей. А вот газовый камин Truma S 5004 c 220V стоит всего 104 000р, в три раза дешевле. Самый просто вариант Truma S 3004 может стоить до 500 евро.
Расход топлива
Truma Combi 6 кВт: (газ) в зависимости от режима потребляет 160 -460 г в час.
Truma Combi 6 кВт: (дизель) 220 -630 мл /час
Truma S 3004 3500 кВт: 30-280 г/час (газ)
Truma S 5004 6000 кВт: 60 -480 г/час (газ)
Спасибо за внимание, если остались вопросы - пишите в комментариях, с удовольствием ответим.
В следующих статьях расскажем о жидкостном отоплении в автодомах ALDE.