Найти тему

Деревянная дуга

Деревянная дуга являлась одной из основных частей русской конной упряжи. Главное назначение дуги состояло в том, чтобы амортизировать толчки при езде по ухабистым российским дорогам: удары повозки о препятствия смягчался благодаря тому, что гужи – кожаные петли, соединяющие дугу, хомут и оглобли, – растягивались, а дуга изгибалась. Для изготовления дуг использовали чаще всего древесину вяза, отличающуюся твердостью и прочностью, и вербы – мягкой, легкой и упругой. При изготовлении дуги деревянную заготовку сгибали подобно луку. Это требовало силы, умения и терпения, о чем упоминает И.А. Крылов в басне «Трудолюбивый медведь». Дуги для праздничной упряжи украшали резьбой и росписью. Расписные дуги сначала просто делали золочеными, затем стали изображать красные розаны и синие грозди винограда, а еще позже рисовали натуралистические букеты цветов, а также травы и виноград.

Дуга была удобным местом для подвески колокольчика. Для этого на середине внутренней части дуги крепили металлическую петлю – «згу», это название сохранилось только в устойчивом выражении «не видать ни зги» (т.е. ничего не видать).

Поскольку дуга была неотъемлемой частью свадебной повозки, девушки в святки использовали ее как гадательный предмет. Гадая о суженом, дугу изо всех сил бросали с крыльца к воротам: если она падала обоими концами в ворота, девушку ожидало скорое замужество, если же ударялась о них ребром – до свадьбы было еще далеко.

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?» –
«В том, – отвечал сосед, –
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».
И.А. Крылов
Трудолюбивый медведь. 1818

…Ну, да пусть судит Бог,
Что черно и бело…
Вот лошадок запречь –
Это наше дело!
Слышь, жена! погляди,
Каковы уздечки!
Вишь, вот медный набор,
Вот мохры, колечки.
А дуга-то, дуга, –
В золоте сияет…
Прр… шалишь, коренной!
Знай песок копает!
Ты, дружок, не блажи;
Старость твою жалко!..
Так кнутом проучу –
Станет небу жарко!..
Сидор вожжи возьмет –
Черта не боится!
Пролетит – на него
Облачко дивится!
Только крикнет: «Ну, ну!
Эх ты, беззаботный!»
Отстает позади
Ветер перелетный!
А седок-то мне – тьфу!..
Коли скажет: «Легче!» –
Нет, мол, сел, так сиди
Да держись покрепче.
Уж у нас, коли лень, –
День и ночь спим сряду;
Коли пир – наповал,
Труд – так до упаду;
Коли ехать – катай!
Головы не жалко!
Нам без света светло,
Без дороги – гладко!
Ну, Матрена, прощай!
Оставайся с Богом;
Жди обновки себе
Да гляди за домом…
И.С. Никитин
Выезд троечника. 1855

-2

Под дугой колокольчик поет,
Под дугою, да под вязовою.
Удалой парень девицу везет,
Девицу чернобровую.
Улестил парень девку скромную,
Уманил ее за собою,
В ширь степную ночью темною.
В. Гарлицкий
Под дугой колокольчик поет. 1920-гг.

Второй сын идет по базару и видит: дуги хорошо разбирают. А старичок-дуговичок, который дугами промышлял, возьми да и похвались:
– Мошна у меня, как дуга, туга! Что ни дужка, то полтина с полушкой. Полушку – на косушку, полтину – домой!
Е.А. Пермяк
Самоходные лапотки. 1956

Автор текста: ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, хранитель, кандидат филологических наук, Мадлевская Елена Львовна.