Деревянная дуга являлась одной из основных частей русской конной упряжи. Главное назначение дуги состояло в том, чтобы амортизировать толчки при езде по ухабистым российским дорогам: удары повозки о препятствия смягчался благодаря тому, что гужи – кожаные петли, соединяющие дугу, хомут и оглобли, – растягивались, а дуга изгибалась. Для изготовления дуг использовали чаще всего древесину вяза, отличающуюся твердостью и прочностью, и вербы – мягкой, легкой и упругой. При изготовлении дуги деревянную заготовку сгибали подобно луку. Это требовало силы, умения и терпения, о чем упоминает И.А. Крылов в басне «Трудолюбивый медведь». Дуги для праздничной упряжи украшали резьбой и росписью. Расписные дуги сначала просто делали золочеными, затем стали изображать красные розаны и синие грозди винограда, а еще позже рисовали натуралистические букеты цветов, а также травы и виноград.
Дуга была удобным местом для подвески колокольчика. Для этого на середине внутренней части дуги крепили металлическую петлю – «згу», это название сохранилось только в устойчивом выражении «не видать ни зги» (т.е. ничего не видать).
Поскольку дуга была неотъемлемой частью свадебной повозки, девушки в святки использовали ее как гадательный предмет. Гадая о суженом, дугу изо всех сил бросали с крыльца к воротам: если она падала обоими концами в ворота, девушку ожидало скорое замужество, если же ударялась о них ребром – до свадьбы было еще далеко.
Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?» –
«В том, – отвечал сосед, –
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».
И.А. Крылов
Трудолюбивый медведь. 1818
…Ну, да пусть судит Бог,
Что черно и бело…
Вот лошадок запречь –
Это наше дело!
Слышь, жена! погляди,
Каковы уздечки!
Вишь, вот медный набор,
Вот мохры, колечки.
А дуга-то, дуга, –
В золоте сияет…
Прр… шалишь, коренной!
Знай песок копает!
Ты, дружок, не блажи;
Старость твою жалко!..
Так кнутом проучу –
Станет небу жарко!..
Сидор вожжи возьмет –
Черта не боится!
Пролетит – на него
Облачко дивится!
Только крикнет: «Ну, ну!
Эх ты, беззаботный!»
Отстает позади
Ветер перелетный!
А седок-то мне – тьфу!..
Коли скажет: «Легче!» –
Нет, мол, сел, так сиди
Да держись покрепче.
Уж у нас, коли лень, –
День и ночь спим сряду;
Коли пир – наповал,
Труд – так до упаду;
Коли ехать – катай!
Головы не жалко!
Нам без света светло,
Без дороги – гладко!
Ну, Матрена, прощай!
Оставайся с Богом;
Жди обновки себе
Да гляди за домом…
И.С. Никитин
Выезд троечника. 1855
Под дугой колокольчик поет,
Под дугою, да под вязовою.
Удалой парень девицу везет,
Девицу чернобровую.
Улестил парень девку скромную,
Уманил ее за собою,
В ширь степную ночью темною.
В. Гарлицкий
Под дугой колокольчик поет. 1920-гг.
Второй сын идет по базару и видит: дуги хорошо разбирают. А старичок-дуговичок, который дугами промышлял, возьми да и похвались:
– Мошна у меня, как дуга, туга! Что ни дужка, то полтина с полушкой. Полушку – на косушку, полтину – домой!
Е.А. Пермяк
Самоходные лапотки. 1956
Автор текста: ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, хранитель, кандидат филологических наук, Мадлевская Елена Львовна.