Найти тему
Будни психолога

"Я боюсь, что выберу профессию, а на втором курсе пойму, что не моё"


"Я боюсь, что выберу профессию, а на втором курсе пойму, что не моё"
Чаще всего так случается, когда ожидания и реальность не совпали. О профессии было одно представление, а во время обучения пришло понимание, что она о другом.

В моей практике таких примеров миллион.

"Хочу стать дизайнером одежды".
Нет такой специальности. Есть специальность "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий". И там нужно не только "рисовать", но и шить. И для многих мечтателей это шок.

"Нет, шить я не хочу".

Или "Я буду сомелье".
Но сомелье - это не томный эстет с бокалом вина. И не простой официант. Это эксперт по вопросам приобретения, хранения и подачи вина к столу. За границей такие специалисты получают высшее образование. А вот в России вам предложат только курсы. Но вряд ли курсы устроят новоявленного выпускника. И если вы решите получать полноценное образование, то вас ждет специальность «Технолог виноделия» или «Технолог пищевого производства». И звучит уже не так романтично.

Или совсем недавно ко мне на консультацию приходила девочка, которая «мечтала» о профессии риэлтора. Согласитесь, мало кто мечтает о такой профессий.

Всего один вопрос: «Расскажи, как выглядит твой день риэлтора» расставил все точки на «i».

«Ну, я прихожу на работу в офис, что-то печатаю, потом беру документы, куда-нибудь отправляю».

А о том, что нужно проконсультировать клиентов, подобрать для них несколько вариантов, договориться о показах, правильно презентовать объект - девочка просто не знает.

-2

Именно поэтому нужно провести целое исследование:

- собрать максимум информации о профессии:
- почитать статьи, посмотреть видеоролики;
- проанализировать сайты о работы: какие требования предъявляют к специалистам, какие обязанности их ждут, какие условия предлагают работодатели;
- по возможности пообщаться с представителями профессии, сходить на экскурсию.

А вообще все эти запросы про определенные потребности подростка: дизайнер - про потребность в художественном творчестве, сомелье – потребность выделяться, быть представителем элитной, редкой профессии, риэлтор – про потребность работать в "непыльных" условиях, страх перед трудностями.

Поэтому прежде чем критиковать выбор подростка, спросите, а почему он выбирает эту профессию? Объясните, почему выбранный вид деятельности не соответствует озвученный мотивации. Предложите иные варианты и дайте время подумать.

P.S. Во всех трех описанных случаях выбор был изменен.