Найти тему
Александр Ульянов

Цитаты из читаемого №12. Два произведения из Стендаля о музыке и кое-что про утренние ритуалы

Оглавление

Цитаты, которые мне приглянулись во время чтения двух книг — "Утренние ритуалы" Б. Сполл и музыкально-критические произведения Стендаля о Гайдне, Моцарте, Метастазио и Россини.

Б. Сполл, М. Ксандер "Утренние ритуалы. Как успешные люди начинают свой день"

Сполл Б. Утренние ритуалы. Как успешные люди начинают свой день / Бенджамин Сполл, Майкл Ксандер ; пер. с англ. О. Медведь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 288 с.
Сполл Б. Утренние ритуалы. Как успешные люди начинают свой день / Бенджамин Сполл, Майкл Ксандер ; пер. с англ. О. Медведь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 288 с.
...позитивные, сфокусированные и спокойные утренние ритуалы помогут вам не стать лузером и достичь намеченных целей.

*[с. 15]* Как же я не люблю в подобных книгах про успешный успех однозначное сопоставление того, что вы, как читатель, что-то делаете не так, как это делают "успешные" люди, с тем, что вы именно из-за это становитесь неудачником и у вас ничего в жизни не происходит успешного. Да и слово "лузер" всё-таки во время перевода можно было бы перевести и адаптировать на русский язык, а не оставлять не переведённый англицизм.

-2

*[с. 25]* Случай, когда реклама интегрируется внутрь самой книги от самих авторов. Это было неожиданно на самом деле, так как посреди текста подобная рекомендация вставлена.

Если вам трудно просыпаться по утрам, знайте: существует сразу два решения, которые со временем гарантированно помогут вам в этом .
1. Родить ребенка.
2. Завести собаку.

*[с. 40]* Что истинно, то истинно.

Каковы ваши самые важные задачи по утрам?
Говорить жене, что я ее люблю. Это не задача, но это самое важное.

*[с. 57]*

В этот список входят также випассана, метта, цигун, самогипноз, молитва и более современные идеи относительно того, что может включать в себя медитация, например ведение дневника, бег и прогулки на природе.

*[с. 114]* Осталось ли ещё хоть какая-нибудь деятельность, которую нельзя было бы назвать медитацией. Я уже перестал понимать, чем таким является медитация. Вдобавок уже в другом месте, то есть не в этой книге, а где-то на просторах интернета, читаю: "что для меня медитация — это шопинг". Что такое вообще эта ваша медитация, если под её определение подходит всё что угодно?

Ведь если ты продолжаешь утром вставать с постели, это нельзя считать окончательным провалом, верно?

*[с. 118]*

Мне нравится говорить, что в мире, где постоянная занятость превозносится как великая добродетель, готовность отдыхать — акт истинного мужества.

*[с. 184]* Цитата Джона Экаффа.

Стендаль "Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио"

Стендаль. Собрание сочинений : В 15 т. / Пер. с фр.; Под общей редакцией Б.Г. Реизова. — М. : Правда, 1959. — 8 т. — 680 с. — (Б-чка "Огонек").
Стендаль. Собрание сочинений : В 15 т. / Пер. с фр.; Под общей редакцией Б.Г. Реизова. — М. : Правда, 1959. — 8 т. — 680 с. — (Б-чка "Огонек").
Эти композиторы забывают, что в искусстве не умирает лишь то, что является постоянным источником наслаждения.

*[с. 14]* Вот только что подразумевается под "постоянным источником наслаждения" я так и не понял.

Все поэты подражали Гомеру, но сам он не подражал никому: в этом отношении последователей у него не было. Не потому ли, пожалуй, он считается великим поэтом, вызывающим всеобщее восхищение?

*[с. 24]*

Гениальным можно считать только того человека, который испытывает глубокое наслаждение в процессе творчества и продолжает работать, несмотря на все преграды.Воздвигайте плотины, чтобы сдержать эти потоки: тот из них, который станет со временем великой рекой, сумеет их опрокинуть.

*[с. 25]*

Как же изобразить то, чего не знаешь? Если бы можно было постичь это чудесное искусство, то, пожалуй, многие из наших политиков удачнее рассуждали бы о добродетели.

*[с. 29]* Политики такие политики, что времена их не меняют.

...если в музыке ради каких-то других целей пожертвовать тем, что должно доставлять нам прежде всего физическое удовольствие, то это будет уже не музыка, а шум, который будто бы способен взволновать нашу душу, но на деле лишь терзает наш слух.

*[с. 78]* Интересные выводы делает Стендаль. До этого она говорит о том, что ухо — самый придирчивый орган к раздражителям, а глазам почти недоступно физическое наслаждение (на примере с глупцом, который, увидя картину, ничего не почувствует, так как данное удовольствие духовное, но, услышав арию, сможет получить удовольствие).

Хороший художник никогда не отступит от известной доли лжи, дозволенной в том виде искусства, которым он занимается; ему прекрасно известно, что художественные произведения привлекают вовсе не точным копированием природы, способным вызвать иллюзию; он умеет провести различие между доведенным до совершенства малеванием, преследующим так называемый «обман зрения», и «Святой Цецилией» Рафаэля.

*[с. 115]* Немного мне данная цитата напомнила эссе О. Уайльда "Упадок лжи".

Можно ли было бы назвать картиной вставленное в рамку большое квадратное полотно даже самого безупречного черного цвета?

*[с. 120]* Какой хороший вопрос. И как бы ответ на него — нет, так как до этого Стендаль идёт на сравнение с музыкальным произведение, где то, что не радует слух, невозможно назвать музыкой. Письмо это было написано в 1809 году, а чуть больше чем через сто лет появился тот самый квадрат в рамке. Очень забавно.

...но о музыке можно говорить с человеком лишь при том условии, что у него попутно возникают определенные воспоминания.

*[с. 200]*

Стендаль "Жизнь Россини"

...в Италии можно было встретить отцов, которые заранее решали сделать из своих сыновей хороших скрипачей или хороших гобоистов; почти так же, как иные делали своих детей кастратами.

*[с. 264]* Обожаю столь удивительные сравнения Стендаля. Здесь имеется в виду, что игра на скрипке сопровождается постоянным обдумыванием о красоте и правильности звуков, а не о выражении чувств. И это как раз не соотносится с характером итальянцев, для которых это выражение является их основной чертой, по мнению Стендаля.

Музыкальные впечатления так же эфемерны и так же легко исчезают, как оттенки радуги; в музыке все зависит от воображения, в ней нет ничего вещественного; достаточно одной непроизвольной ассоциации неприятных мыслей, и какой-нибудь шедевр может навсегда утратить свое обаяние в целой стране.

*[с. 317]* Пока что, данная цитата Стендаля мне нравится больше всего.

Педанты некогда уверяли, что Вольтер плохо знает орфографию. «Тем хуже для орфографии», — сказал Ривароль.

*[с. 342]*

Беспристрастность в искусстве — это все равно, что рассудок в любви, удел холодных или едва затронутых чувством сердец.

*[с. 361]*

Какого бы мы в наше время ни достигли совершенства во всех видах искусства, естественно ожидать, что потомки наши будут иметь дерзость тоже что-нибудь придумать.

*[с. 406]*

...любовь, даже самая страстная, всегда полна стыдливости; лишить ее стыда значит впасть в обычную ошибку, которую совершают грубые люди всех национальностей.

*[с. 415]*

Скульптура по сравнению с живописью — это то же самое, что письмо, которое пишешь любимой женщине, по сравнению с обыкновенным разговором.

*[с. 459]* Из примечаний автора.

Охотничий рог слышен в горах Шотландии на гораздо большем расстоянии, чем человеческий голос. Вот единственное, в чем искусству удалось превзойти природу, — в силе звука. В другом, не менее важном отношении, в том, что касается отчетливости и приятности, человеческий голос продолжает быть выше любого музыкального инструмента, и можно даже сказать, что музыкальные инструменты тем больше нравятся, чем больше они по звучанию приближаются к человеческому голосу.

*[с. 557]*

***

А ещё у меня есть Telegram-канал, в котором я пишу обо всём прочитанном и просмотренном. Так, что можете и туда заглянуть.