Сегодня рассмотрим, как Ховард Хоукс в одной из сцен своего фильма "Глубокий Сон" остроумно использует свет. После того, как главный инспектор в исполнении Режиса Туми сообщает детективу Марлоу (Хамфри Богарт), что он должен прекратить расследование, Марлоу направляется в закусочную завтракать. Там Марлоу возится с монетами, при этом оставаясь в правой трети кадра с камерой на уровне глаз. Использование такого среднего плана позволяет зрителям наблюдать за сценой более естественно и смотреть вглубь закусочной, ведь именно о ней и пойдет речь далее.
В какой-то момент официантка перемещается с переднего плана на задний, чтобы обслужить другого посетителя и включить свет, который появляется, как будто над головой детектива Марлоу, и конечно отбрасывает тени, иначе какой же это нуар. С появлением света появляется и идея: Марлоу направляется к телефону, режиссер Ховард Хоукс следует за детективом панорамой, чтобы показать связь между идеей и действием, а также срочность, которую оно требует.
Настолько очевидное использование освещения очень наглый прием для тех годов (1946). До сих пор, многие кинематографисты придерживаются правила "невидимого" кинопроизводства и монтажа в надежде, что зрители забудут, что смотрят фильм. Но Хоукс игнорирует условности и правила, следуя более формалистскому и стилизованному подходу в освещении, что, безусловно, делало его автором среди ремесленников.
Менее нагло и более незаметно Хоукс использует освещение в другие моменты фильма. Например, порой когда детектив Марлоу, в исполнении Хамфри Богарта, входит помещение там темно, потому что он исследует темный преступный мир. Поэтому именно он включает лампу, освещая этот мир своим правозащитным светом (скрины выше). Идея использования освещения таким образом говорит о том, что только наш главный герой способен пролить свет на правду в этом деле.
С этим, кстати, связано и то, что каждый раз когда персонаж Богарта звонит в полицию рядом с ним есть тот самый "правозащитный свет" (скрины выше).
Или же в другой сцене, меняется настроение и мнение героини Бэколл: сделав паузу посреди разговора она выключает свет, ведь ее персонаж манипулятивный, и на протяжении всего фильма чередует правду и ложь (скрины выше).
Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.