Коллекция живописи Арама Яковлевича Абрамяна — явление, прекрасное в своем богатстве и противоречивости. Впрочем, как и сама натура героя нашей статьи.
Мир отечественной медицины знал Абрамяна как вдумчивого исследователя, блистательного хирурга, сверхэффективного администратора и педагога. Как «мудрого Арама», долгие годы лечившего первых лиц советского государства. Человека крайне последовательного, методичного, рационального.
Чего никак нельзя сказать об Абрамяне — коллекционере. В окружении любимых полотен наш герой преображался до неузнаваемости, давая волю горячему темпераменту «охотника за шедеврами». Бросаясь в погоню за понравившейся работой, он сбрасывал образ интеллигента, и не стеснялся «выхватывать» вожделенную «добычу» прямо «из-под носа» у конкурентов. Склонность к врачебной науке была его истинным призванием, а страсть к коллекционированию живописи — родной стихией.
Со временем (собирать понравившиеся картины Абрамян начал ещё в 1939 году) в кругу коллег-коллекционеров стало бытовать мнение о том, что — де «Абрамян, как и положено «восточному человеку», слишком уж любит всё яркое, нарядное и символичное». Что же, доля истины в этом есть.
Герой статьи действительно не был экспертом от мира живописи. Зато он обожал собирать творения мастеров, состоявших в объединениях «Мир искусства» ( А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, К. А. Сомов, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин), «Голубая роза» (художники П.В. Кузнецов, П.С. Уткин), и действительно не был замечен в целенаправленном коллекционировании произведений авангардистов.
Однако, это не помешало Абрамяну включить в своё собрание спектр работ, представлявший едва ли не все направления отечественного изобразительного искусства рубежа XIX-XX вв. Исповедуя системный подход и научную точку зрения, наш «Охотник за искусством» стремился к объективности даже в своём хобби. И восполнял «пробелы» собственной коллекции, отдавая должное искусству тех мастеров, творчества которых не вполне понимал. Или даже вовсе не принимал.
В ноябре 1984 года в городе Ереване открылся Музей русского искусства, чья экспозиция (включавшая около 350 картин) полностью состояла из полотен, подаренных Арамом Яковлевичем государству. Редчайший случай (лишний раз демонстрирующий авторитет и уважение, которым пользовался наш герой): обширная и крайне разнородная коллекция, собиравшаяся в течение (приблизительно) 40 лет, не была распределена между разными музеями огромной страны. Более того: последние 10 лет жизни вышедший на пенсию медик, учёный и коллекционер Абрамян продолжал пополнять ереванское собрание, передав в распоряжение музея ещё восемь десятков полотен.
🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо! Сайт: nart.site