Найти тему
Navygaming Channel

Кормою об дно! /27. Авария субмарины: глубины не хватает!

Когда подводная лодка находится под водой не рекомендуется забывать, что дно где то рядом. Такая вот шутка, но для "Почтового" и "Белуги" - актуальная...

Уважаемые друзья, продолжаем в постоянном разделе вспоминать различные аварии подводных лодок - с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности) если получится, конечно.

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа, навигационные опасности - это примерный перечень источников опасности для любого корабля, тем более подводного. Вспомним несколько случаев, связанных с подводными лодками, и на этот раз причинами таких происшествий уже были не техническое несовершенство подводных кораблей, а ошибки командования субмарин -видимо, сказывалось отсутствие опыта, не даром все эти лодки из "учебного отряда". Ранее мы вспомнили несколько столкновений подводных лодок русского (советского) флота между собой и с надводными кораблями. Но есть и естественные препятствия, например, дно!

Подводная лодка "Почтовый" - знаковый подводный корабль российского флота. Свою "исключительность" эта субмарина "доказала" (не без помощи экипажа) в 1912 году, когда за короткий промежуток времени года подводная лодка под командованием лейтенанта Гарсоева, дважды отличилась тем, что ударялась кормой о грунт.

Вспомним, что «Почтовый» был первой отечественной боевой подводной лодкой, чьи двигатели (два четырёхтактных бензомотора фирмы «Панар и Левассор» мощностью по 130 л/с) были приспособлены для обеспечения как надводного, так и подводного хода. Вместе с подводной лодкой «Сиг», субмарина составляла Учебный отряд подводного плавания Балтийского флота.

Подводная лодка "Почтовый"
Подводная лодка "Почтовый"

Первое касание грунта произошло в мае 1912 года при движении ПЛ в подводном положении. Лодка получила повреждения вертикального руля. Командир субмарины скрыл этот факт от начальства, но судьба не "осталась в долгу".

Второй раз это случилось 14 июня того же года, когда «Почтовый» возвращался в Либаву из учебного плавания. На борту находились группа слушателей офицерского клас­са. Гарсоев принял решение зайти в либавский аванпорт в подводном положении под перископом. Глубина на мар­шруте движения лодки составляла 10 метров. В перископ­ном положении под кормой было бы всего 4,5 метра, но это не изменило решение командира.

При входе в аванпорт ПЛ неожиданно начала увеличивать глубину. Для удержа­ния лодки Гарсоев приказал переложить носовые рули "на всплытие", в результате чего образовался дифферент на кор­му и «Почтовый» ударился кормой о дно. Сразу после это­го было обнаружено, что вертикальный руль перекладыва­ется с большим трудом. Для управления им требовались усилия двух-трёх человек.

Подводная лодка "Почтовый в Либаве
Подводная лодка "Почтовый в Либаве

При осмотре водолазами кормовой части лодки было установлено, что в результате удара о грунт нижняя часть рамы вертикального руля сильно деформировалась, заклинив перо руля. Подводная лодка оказалась временно выве­денной из строя до восстановления работы её рулей. Но такие случаи имели место не только с "Почтовым".

13 октября 1914 года подводная лодка «Белуга» (тип «Сом», Учебный отряд подводного плавания БФ), двига­ясь в надводном положении со скоростью 8 узлов в районе острова Юнгфрушер, ударилась кормовой частью о под­водную скалу.

ПЛ возвращалась со своей позиции в Або. Ранее предполагалось, что она пройдет известным фарва­тером № 2, но, вследствие волнения на море, командир лодки фон Дихт принял решение двигаться шхерным фарватером, также хорошо изученным в предыдущих походах. Тем не менее, даже, несмотря на соблюдение всех навигационных знаков, «Белуга» попала в аварию. На ней заклинило все кормовые рули, но ПЛ продолжила плавание.

Подводная лодка "Белуга" (тип "Сом")
Подводная лодка "Белуга" (тип "Сом")
"Белуга": водоизмещение - надводное - 105 тонн, подводное - 124 тонн; 1 двигатель керосиновый - 146 л.с. ; 1 электродвигатель – 60 л.с.; скорость - наибольшая надводная - 9 узлов, подводная - 6 узлов ; экономичная надводная - от 7,2 до 8 узлов, подводная - 4,5 узла.; запас топлива - 2,08 т. (керосин) / 2 аккумуляторные батареи по 22 элемента - 3500 А. ч.
Дальность плавания - в надводном положении - от 320 до 380 миль при 9 узлах, - 450 миль при 7,5 узлах ; в подводном положении - от 35 миль при 6 узлах, - до 45 м при 4,5 узлах
Вооружение - носовой 457-мм ТА. Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов. Время всплытия - 2 минуты/время погружения - 3,5 минуты. Глубина погружения - предельная - 30 метров

Через сутки «Белуга» на буксире лоцманского парохода, встреченного по пути, прибыла в Або. Здесь 15 октября лодку подняли на стапель эллинга для осмотра. Было уста­новлено, что заклинивание вертикального и горизонтального рулей произошло вследствие деформации и смеще­ния конструкций корпуса кормовой оконечности, но по­вреждений баллеров и перьев горизонтального и вертикаль­ного рулей не было.

Подводная лодка "Белуга". Отмечено место повреждения
Подводная лодка "Белуга". Отмечено место повреждения

Это существенно облегчало ремонт. И действительно, после почти 27 часов непрерывной работы, когда все повреждённые части корпуса были восста­новлены в прежней форме, сварены и скреплены новыми болтами и заклепками, работа кормовых рулей нареканий больше не вызывала. Подводная лодка была спущена на воду, готовая к новому походу.

Для справки: зачислена в состав БФ - 5 июня 1904, заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе (СПб). Спущена в июле 1905 года, вступила в строй 2 мая 1906. До 11 марта 1906 года относилась к классу миноносцев.

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн.: Харвест, 2003.-336 с; Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг./ Ковалев Э.А. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.;

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: