Какая практическая польза от мастер-классов? ? Расскажу пример из личного опыта, как ко мне привели первоклашку, но требовали не учить, а "чтоб он домой приносил что-то".
Приветствую почтенную публику!
Современное обучение в дополнительном образовании, плавно превращается, вместо системного образования, в набор уроков, которые именую "мастер-классы". Вы можете увидеть мастер-классы по рукоделию, по робототехнике, мастер-классы как написать картину акриловыми красками... Их много, очень много.
Года два назад, я ещё вел у младших классов начальную робототехнику.
Чему мы учились? Учили самые азы - что такое роботы, что такое робототехника, какую пользу они приносят, учили историю появления роботов.
Учили алгоритмы, самые простейшие, базовые. "Если - то", "Если-То-Иначе".
Конечно же, всё это перемежалось с конструированием - как без этого? )
В моем распоряжении были конструкторы от нашей, российской компании, аналог HUNA - MRT, но с платой собственной разработки "Роботрек" и собственной операционной средой, доступной для обучения детей 7-и, 8-и лет.
И вот, в начале нового учебного года, ко мне пришли представительные мамы первоклашек, с просьбой записать их детей в мой кружок.
Между нами состоялся диалог, который заставил меня утвердиться в мысли, что большинство мастер-классов, выдаваемых за обучение - абсолютное зло.
Говорила одни из мам, остальные рассматривали ЦМИТ, крутились возле столов с автомоделями, но внимательно слушали.
Диалог был примерно такой:
- Здравствуйте. Вот, хотим записаться к вам. ( не записать, а записаться!)
- Здравствуйте. Вы на робототехнику? Кто будет учиться?
- Да, на робототехнику, учиться будет мальчик ( имени не помню, но пусть будет Саша). Только мы хотели спросить - а чему вы будете учить детей?
- Чему буду учить? Основам. Что такое робототехника, роботы, для чего это нужно, как пригодиться в дальнейшем, научимся составлять простые алгоритмы, простые программы.
И вот дальше, маму понесло...
- А вот вы знаааете, мы ходили в ЦМИТ, нас там учили делать роботы, вот он брал там какую-то плату, что-то паял, записывал в неё программу, приносил домой и все работало. У вас так же? А вот ещё они там делали всякие интересные штуки, придумывали разные вещи, у вас будет что-то подобное?
Я сначала не понял, о чем она говорит.
- Простите, у нас немного не так. У нас все же образование. Я учу не собирать конструкции, а их создавать. Не просто собрать робота, а создать нечто свое, интересное и полезное ребенку . Когда мы к этому приступим? По графику я чередую занятия теории и практики, так что, приступим скоро)
- Нет, вы не поняли, нас не интересует вот это вот! Нам надо чтоб он на каждом из занятий что-то делал, и домой приносил!
И вот здесь меня проняло. Я прекрасно понял, о чем говорит мама Саши.
Подобная практика ведется на занятиях различных школ, вроде "программишки", где занятия строятся по одному типу - дети приходят, их учат собирать корпус робота, дают им припаять провода к кнопке включения, дают плату "Arduino", записывают готовую программу, и -вот он, ваш первый робот!
Никакой теории, все ведется в сжатые сроки - стандартные 45 минут, никто не учит детей толком, задача ровно одна - по готовому примеру повторить, и сделать.
Чаще всего, это уроки, скачанные из интернета, немного переделанные, что-то вроде:
Урок 33. Обучаем Arduino робота ездить по линии
Что дети узнают на этих занятиях? Что есть некая тележка ( кран, экскаватор, шлагбаум- готовых "уроков" множество), они её собрали, эта тележка умеет выполнять готовые команды, которые написаны в программе.
Чтоб придать некую "уникальность" занятиям, корпуса роботов частенько делают самостоятельно ( не дети, нет - преподаватели готовят корпуса из фанеры, режут на станках лазерной резки готовые детали), а детям предлагают их раскрасить.
Удовольствие не дешевое, у нас в городе такое занятие стоит от 2400 рублей...
Мама Саши, хотела, чтоб я "занимался" с её сыном так же, чтоб ему осталось лишь принести домой очередного "робота собственной конструкции", который занял бы почетное место на полке среди десятков точно таких же. А, поскольку это школа, то конечно же ещё и бесплатно.
Мне было любопытно - может быть, Саша действительно чему-то научился?
Я обратился к нему:
- Саша, а ты можешь мне рассказать, что ты знаешь о роботах?
Саша не смог. Не смог ничего толком пояснить, чему же он учился, что и как делал со своим роботом - ровным счетом ничего из базового уровня знаний у него не было.
Зато с восторгом рассказывал, как он запускал своего робота, как весело было соревноваться с другими детьми...
И таких мальчишек - полно. Они не учатся ничему. Разве что запоминают что есть робот, есть программа. Примитивные навыки сборки, выдаваемые за "развитие мелкой моторики" (чушь полная! Запомните пожалуйста - развитие мелкой моторики идет естественным образом, на базе общей моторики! Это процесс можно ускорить, но не развить! И ускоряют его не в процессе сборки чего-то, это комплекс упражнений! Но лучше всего ускоряет - лепка), примитивные познания в области программирования, никаких основ, абсолютное незнание алгоритмов - вот что за год узнал Саша.
Любой может скачать подобные уроки, заказать наборы в онлайн-магазине, собрать, и запустить.
Так в чем тогда суть таких "мастер-классов"?
В уничтожении классического образования. Это невыгодно сегодня - содержать педагогов в штате, получать образовательные лицензии, тратить деньги на дополнительные материалы - оплата не покрывает расходы.
А вот различные "школы", работающие по принципу мастер-классов или курсов - выгодны. Государство не контролирует их работу, а они вполне замещают уже и целые дома творчества. Родители готовы платить за любое времяпровождение своих детей, лишь бы в рекламе курсов стояло слово "обучение", "портфолио". Не видя никакой разницы, между "Строю атомные станции" и "Управляю атомной станцией".
Что такое действительно стоящие мастер-классы?
Это уроки, на которых преподаватель, обычно с большим опытом работы - например ремесленник, делиться секретами своего мастерства.
Он не учит - ни собирать автомобильчики, ни лепить горшочки, ни расписывать кружевами глиняные изделия.
Он делится секретами своего мастерства. Тонкостями, нюансами работы
Один, два секрета - один мастер-класс. Длится такой мастер-класс не менее двух - трех часов. За меньшее время невозможно все пояснить.
Раньше это так и называлось - "Уроки мастерства".
Мне приходилось вести такие уроки, особенно любил делиться секретами, как работать с малышами.
Один такой секрет открою прямо сейчас.
Обычное занятие. Две группы, я работаю с теми, что впереди.
Шум стоит- невообразимый. Дети же! Однако, они мешают друг другу. Просить их говорить потише - помогает минут на 5. Дальше снова начинается:
- А я вот это делаю!
- А ты у меня детали стащил!
- А ты всё не так, вот как надо!
Понимаю, дети, но надо приучать работать тихо. Не отвлекать других, да и не способствует громкий крик работе - только отвлекает.
Как же детям показать, что работать в тишине - приятней и продуктивнее?
Только через личный опыт. Но как его получить? Как уговорить провести хотя бы одно занятие молча?
А правда, как?
ТРИЗ мне в помощь)
Темой урока было - придумать "прадедушку" робота ( любого).
А кто для первоклашек "прадедушки"?
Верно, первобытные люди! ( это не я придумал, это дети сами высказались)
Что я сделал.
Я их самих "превратил" в первобытных людей.
- Ребятишки. Раз уж вы делаете "первобытного" робота, то вы и сами должны быть такими же, то есть - первобытными, правильно?
- Даааааа!
- А первобытные люди разве умели говорить?
- Неееееет!
- Вот и давайте вы так же - пока вы собираете своих роботов, вы не умеете говорить! Только мычать и жестами друг к другу обращаться.
- Ураааааа! Мы первобытные люди!
Урок прошел замечательно. Дети полностью погрузились в игру, работали тихо и спокойно, не мешая никому.
И получили нужный опыт - работать в тишине всегда приятно, да сдкелать получилось намного больше и быстрее.
Конечно же, мы с ними закрепили это в конце занятия, проговорив полученный результат, а для того чтоб это стало привычкой. я провел ещё 4-5 таких занятий, только менял тему.
В одном из уроков мы были на чужой планете, где нет воздуха, а значит говорить могли лишь по радио. А радио - сломалось! Вот они весь урок его и конструировали. ( обычные радиостанции, нужно было всего лишь придумать необычный корпус, но под электронные компоненты). И все - молча)
Как видите - ничего сложного нет, а цель была достигнута. Нужно лишь немного фантазии)
Вот это - и есть "мастер-класс". Короткий, правда. но все же)
А не "учимся плести макраме из капельниц"...
В качестве эпилога.
К сожалению, сегодня очень много различных франшиз по "разивашкам" и "мастер-классам", особенно для детских садов, и работают там отнюдь не профессионалы.
Профессионал никогда не станет вредить ребенку.
Если же вы сомневаетесь в выборе, то лучше всего пообщаться с детьми, которые там уже занимаются, и спросить у них - чему они научились.
К слову, меня приглашали вести занятия у детей в частной школе.
Мне пришлось отказаться по ряду причин, но помню до сих пор, что всё, что запомнили дети от занятий с предыдущим педагогом - три закона робототехники...
Всем спасибо, жду ваши комментарии, буду рад ответить на вопросы!