Найти тему
Ваш Реставратор

Реставрация длиною в год - книга "Кукла..."

«Детская кукла или избранные басни, сказки, повести и прочие, служащие для пользы и увеселения детей», Санктпетербург, 1788

Реставрация длиною в год - именно такую работу мы недавно завершили. Казалось бы: небольшая антикварная детская книга, но на самом деле работа по восстановлению была проведена титанически сложная. Подробнее о ней мы рассказали в видеоролике, опубликованном вчера на нашей странице. Если пропустили, очень рекомендуем вернуться и посмотреть.

-2

Удивительное чувство, когда держишь в руках книгу и не знаешь, есть ли ещё где-то такое издание, или это единственный экземпляр… «Детская кукла…» - как раз из таких, подтверждение - тот факт, что на просторах интернета мы не смогли найти практически никакой информации о ней.

Интересно также, что на ее страницах достаточно много гравюр, большинство из которых нам требовалось восстановить. Вы задумывались когда-то над тем, как они создавались в далеком XVIII веке? Давайте рассмотрим этот процесс на примере офорта - разновидности гравюры на металле, в основе которой лежит технология глубокой печати. Как результат - получали оттиски с печатных «досок».

Для получения печатной формы нужна была металлическая пластина (цинковая, медная или стальная), которую при помощи валика или тампона вскрывали тончайшим слоем кислотоупорного лака. Изготавливали его путем смешивания воска, асфальта, скипидара и канифоли. Когда лак затвердевал, поверхность пластины коптили, благодаря чему лучше просматривались процарапанные линии и штрихи.

Следующий шаг - на доску при помощи кальки под давлением переводили предварительно подготовленный рисунок. Далее офортной иглой художник процарапывал «грунт» до самой поверхности металла, за счет чего рисунок отлично просматривался на темной поверхности. После пластину опускали в ванну и травили в слабом растворе кислоты, состав которой зависел от используемого на пластине металла. Это позволяло углубить штрихи, а также видоизменить цвет полученного оттиска.

-4

Но и на этом процесс не заканчивался. Далее слой лака смывали бензином или скипидаром, а в углубленные штрихи с использованием ракеля втирали черную типографскую краску. Зоны, которые должны остаться светлыми, протирали тальком. После этого печатаная форма накрывалась плотным влажным листом офортной бумаги и прокатывалась на офортном станке. Под давлением за счёт использования влажной бумаги краска как бы «вытягивалась» из углубленных штрихов и уже виден был результат - рисунок в зеркальном отражении переходил на бумагу. Повторять этот процесс можно было многократно - металлическая пластина выдерживала значительные тиражи.

То, что сейчас кажется очевидным и простым, когда-то требовало огромных усилий. Если рассматривать гравюру в стиле офорта в целом, то она выполнялась в различных манерах: штриховой, чистый, игровой, классический офорт. Он мог быть как черно-белым, так и цветным, как в нашей книге.

И это мы обсудили только гравюры! А ведь еще был текст. Мало того, книга имеет миниатюрный формат, что кратно повышает редкость издания. Вот такой сложный путь проделывали когда-то в XVIII веке с книгой «Детская кукла или избранные басни, сказки, повести и прочие, служащие для пользы и увеселения детей». Уверены, что дети, которые воспитывались на этом издании, да и взрослые, с удовольствием рассматривали эти картинки и фантазировали.

-6

Мы же приложили колоссальные усилия, чтобы восстановить эту книгу: каждую ее страницу и каждую гравюру, а ещё изготовили футляр для хранения, который продлит ей жизнь и позволит и дальше путешествовать во времени!

-7

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram