Найти тему
Переулки истории

Почему Бисмарк так противился католической системе в Германии

Бисмарк и папа Пий IX играют в шахматы.
Бисмарк и папа Пий IX играют в шахматы.

В некотором смысле, или, вернее, первоначально, "Культуркампф" был продолжением продолжающегося вопроса и борьбы о том, какое влияние должна иметь католическая церковь в государственных делах. Даже Австро-Венгерская империя, которая была в основном католической, имела проблемы с церковью.

Бисмарк был либеральным националистом, но также и консерватором. Либерал-националист в том, что видел не Пруссию, а Германию. Если чего-то он и боялся больше, так это распада недавно объединенной Германии. Контроль папства, распространявшийся на немецкие католические церкви, казался угрозой.

Было обычной риторикой слышать, как националисты обвиняют католиков в "Роммеле с Германией". Бисмарк опасался, что католики в Германии скорее поставят папство и поддержку своих интересов на первое место перед интересами Германии. Это было также время относительного мира, так как война вряд ли была временем, чтобы сосредоточиться на внутренних вопросах. Бисмарк пытался отвлечь немецкие католические церкви от политики. Католические школы должны были перейти под контроль государства.

Бисмарк в 1875 году, германский федеральный архив
Бисмарк в 1875 году, германский федеральный архив

Католическая церковь также оказалась в самом слабом месте в истории после потери Италии. Теперь она опиралась на средства массовой информации и пропаганду. Католическая церковь была категорически против многих идеологий, социализма, Отделения церкви от государства, демократии, гражданского брака и др. Но больше всего Бисмарка беспокоила объявленная непогрешимость папы. Католическая церковь также была против объединения Германии.

Если Папа обладал авторитетной властью и был противником некоторых вещей, которыми была Германия, была ли лояльность католических немцев к Германии и церкви не взаимоисключающей, вот что многие задавались вопросом. Бисмарк не собирался позволять Церкви угрожать существованию Германии. Таким образом, Kulturkampf.

Бисмарк мог рассчитывать на союз двух людей: социалистов, которые твердо выступали за отделение церкви от государства, и своего собственного клана, юнкеров или, скорее, националистов, которым не нравилось католическое вмешательство в Германию, поскольку Германия была доминирующим протестантским оплотом, особенно Пруссия, которая была больше, чем любой другой регион вместе взятый.

В конечном счете энергичность, с которой социалисты противостояли католикам, что было непохоже на прагматический подход Бисмарка, оттолкнула Бисмарка от его собственного клана, националистов. Они не хотели вмешательства государства в протестантские школы, но, что более важно, меры, которые принимало государство, становились все более суровыми, поэтому они задавались вопросом: "это могли бы быть мы когда-нибудь".

Таким образом, общий страх перед католическим влиянием, а также распад Германии сделал Бисмарка противником католицизма, Бавария, в которой доминировали католики, первоначально предпочла объединение под эгидой католического господства Габсбургов, а не Гогенцоллернов. В конце концов "Культуркампф" только усилил голос католиков в политике. Теперь они образовали Zentrum, или Центристскую партию, которая была влиятельной в немецкой политике, пока нацисты не запретили эту партию в 1933 году. После войны было трудно вернуть его вместе с появлением и формированием ХДС (Христианско-демократического союза) в Западной Германии, который состоял как из католиков, так и из протестантов. Многие члены "Центра" были членами-основателями ХДС. Но в целом Зентрум служил своей цели.