Найти тему
Русский Пионер

История на холстах

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «История России глазами художников». Полгода подготовки, 6 разделов, 100 сюжетов (примерно половина из которых принадлежат неизвестным художникам), – масштаб выставки такой, что в одиночку обойти ее непросто, а осознать – еще сложнее. Вместе с куратором выставки Светланой Усачевой стажер «РП» Полина Кизилова начала изучение экспонатов. Следуйте за нами. А потом – в Третьяковскую галерею. Пока еще можно.

Выставка собрала работы конца XVIII - начала XX века, художников разных эпох русского искусства. Художественные произведения распределены не по хронологии, а по тематике. 

Главной задачей выставки было показать, как русские художники видели свою родную отечественную историю. Экспозиция зародилась благодаря желанию узнать, какие темы они предпочитали и какие сюжеты выбирали. 



Первый, вводный зал выставки полностью посвящён Александру Невскому. Здесь мы можем встретить необыкновенную работу неизвестного художника. Ранее она находилась в Челябинске, её привезли специально для выставки. А когда-то она располагалось в Александро-Невской лавре. Произведение примечательно тем, что является так называемой парсуной —  уже не иконой, но ещё и не портретом. Картина относится к такому типу изображения, которое совмещает реальность и символ. 

Неизвестный художник. Портрет Александра Невского

Раздел 1. «Древняя Русь. Легенды и быль»

Раздел, в котором Древняя Русь воплощает в себе образ некого сказания. Она предстаёт для художников поэтической легендой о русских витязях, принятии христианской веры при князе Владимире и других событях из истории Древней Руси.



Иванов Сергей Васильевич. "Съезд князей в Уветичах". 1910

Костромской областной музей изобразительного искусства

-2

При всей своей сказочности картина имеет вполне реальный исторический сюжет. Князья действительно устраивали так называемые «съезды» на открытой местности с целью решения политических, экономических проблем. В начале этих мероприятий проводили стояние на конях друг против друга в качестве приветствия, а после «восседали на общий ковёр» и решали различные вопросы. Во время съезда в Уветичах, что недалеко от Киева, одного из князей изгнали из своего круга за нарушение обещания.

Разумеется, автор не мог видеть этот исторический факт, - работа принадлежит художнику начала XX века,
но своё представление подобного события старательно передал.



Иван Акимович Акимов. "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев". 1773 

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

-3

Эта работа художника конца XVIII века  имеет сюжет из того же времени, что и предыдущая. Пока князь Святослав побеждал половцев, Киев был осажден. Вернувшись, князь разгромил всех врагов. На полотне изображён момент его встречи с семьей. Однако, в отличии от образов князей на предыдущем полотне, здесь Святослав предстаёт как древний рыцарь. Сцена художественного произведения становится театрализованной. Именно так представляли древних русских героев в эпоху классицизма. В это время в Петербурге появилась Академия художеств и её ученикам  задавали такие программы — словесные описания, которые нужно было показать. Для этого художники изучали античные образцы. Поэтому автор изобразил Святослава как благородного рыцаря в мантии и шлеме с перьями, что совсем не похоже на древнерусский мотив.



Раздел 2. «Московское царство. Иоанн Грозный»


Раздел включает себя картины, которые отображают события, связанные с правлением Иоанна III и его внука Иоанна IV.  Из них второму государю посвящено немало картин. Большой интерес к личности Ивана Грозного возник у художников второй половины XIX века: в XVIII веке и в первой половине XIX века его практически никто не изображал. 



Иванов Сергей Васильевич. "Поход Войска Московской Руси". 1903  

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

-4

Сергей Иванов отдавал предпочтение сюжетам XVI—XVII веков. Данное полотно изображает московитов, которые идут на врага. Художник передает образ русских воинов: время года зима – у воинов лыжи, двигались на которых они очень быстро. На заднем плане изображена царская конница. В вооружении московиты также имели щиты, из которых делали походную крепость, где укрывались и встречали врага.
Иностранцы про русских воинов говорили, что те не бояться ни мороза, ни снега и спать могут прямо на холоде.

Картина, как и «Князья в Уветичах», относится к началу XX века и имеет такую же широкую смелую живопись. Композиция произведения строится резко по диагонали, чтобы мы почувствовали движение вперёд.

Складывается впечатление, что художник показывает нам лишь кадр, за пределами которого остаётся ещё много сюжетов.



Пётр Геллер. Иоанн Грозный и юродивый Никола Салос. 1894

Частное собрание

-5

Эта работа с историей, картина проделала немалый путь, чтобы вновь оказаться в России спустя практически 100 лет. Она была написана в конце XIX века Петром Геллером, а затем увезена им за границу на всемирную выставку в Сент-Луисе. Позже оказалась в музее де Янга в Сан-Франциско, где пробыла долгое время, прежде чем была куплена русскими коллекционерами на аукционе в Нью-Йорке. 

Полотно рассказывает об эпизоде похода Ивана Грозного на Псков. Царь желал покарать его жителей и подчинить город своей власти вслед за Новгородом. Однако псковичи встретили его радушно, отчего Грозный смягчился и решил отправиться в местный храм помолиться. Там он встретил юродивого Николая Салоса, который протянул ему кусочек мяса. Царь отказался, сославшись на пост, на что Салос ответил: «Но ты зато питаешься человечиной». Как гласит иносказание, именно после этой фразы Иоанн Грозный покинул Псков. Город был спасён.



А. Н. Новскольцев. "Опричники в доме земского". 1894

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

-6

Картину можно назвать жестокой и даже пугающей, но печально правдивой. Эта одна из дипломных работ, написанных при Академии художеств, и ныне представленных в Третьяковской галерее.

Полотно обличает ужасные деяния опричников, творившиеся во времена правления Ивана IV. Автор получил множество хвалебных отзывов за невероятную достоверность, натуралистичность и острую жизненность художественного произведения.

Несмотря на то, что ранее картина пользовалась большим успехом, со временем была забыта. Сейчас же работа впервые появилась на выставке за всю свою историю, и мы имеем уникальную возможность видеть этот реалистичный шедевр, напрямую отражающий целый период из истории России.



РАЗДЕЛ 3. «Герои смутного времени. Первые Романовы»


Смутное время — переломная эпоха после смерти Ивана Грозного, а затем его сына Фёдора I Иоанновича. Наступила политическая неразбериха: государи беспрестанно сменяли друг друга. Именно этой теме посвящён раздел. Один весьма интересный момент раздела: здесь живопись тесно связана с литературой своей эпохи.



Маковский К. "Подвиг Сусанина". 1914

Частное собрание

-7

Картина написана по опере Глинки «Жизнь за царя», на данный момент известной нам как «Иван Сусанин». Один из её главных героев, костромской крестьянин Иван Сусанин пожертвовал собой во имя спасения первого русского царя Михаила Фёдоровича Романова и его матери.

Художник изображает ту самую сцену подвига Сусанина неимоверно театрально: строит очень сложную композицию, показывает заснеженный лес, пылающий костёр. Помимо этого, автор совмещает два момента в истории: гибель Сусанина и призвание Михаила Фёдоровича на царство (в правом верхнем углу). Таким образом, произведение одновременно объединяет два сюжета, что свойственно для театра.

Живопись картины также реагирует на некоторые моменты, характерные для эпохи: пышность, торжественность, эффектность. Данная картина выставлялась в Третьяковской галереи лишь однажды.



Григорий Григорьевич Мясоедов. "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе". 1862

Всероссийский музей А.С. Пушкина

-8

Ярким примером того, как русская живопись может быть тесно связана с литературой, является художественное произведение Мясоедова. Главный сюжет картины — сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

В приграничной корчме Отрепьев пытается прочесть приставам неверные приметы разыскиваемого вора, указывая на своего собеседника отца Варлаама. Когда же все узнают правду о Гришке-самозванце, он хватает нож, распугивая окружающих, и скрывается. На полотне изображён тот самый момент побега Григория Отрепьева.

Был ли такой сюжет на самом деле? Вряд ли. Так, автор через известное литературное произведение создает для зрителя историю. 



РАЗДЕЛ 4. «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы»

Этот раздел рассказывает о представлении художников о быте. К этой теме они обратились в конце XIX — начале XX века. Здесь живописцы становятся подлинными историками – при написании таких картин нужно было изучать национальный интерьер, старинные костюмы, допетровскую архитектуру. 



Г. Седов. "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем". 1882

Государственная Третьяковская галерея, Москва

-9

Печально романтическая история отображена на полотне. Царю Алексею Михайловичу выбрали для замужества шесть девушек, приехавших из разных уголков. Они все знатного происхождения, но не все принадлежали к известным аристократическим родам. Царю понравилась Евфимия Всеволожская – девушка в синем платье. Несмотря на то, что она была далеко не так богата, как остальные, выбор государя все-таки пал на нее. Это вызвало вокруг девушки не мало интриг: Евфимию опоили, она упала в обморок при Алексее Михайловиче. Наговор последовал незамедлительно: у девушки «падучая болезнь» , из-за чего она с семьёй и была сослана. Так, Евфимия Всеволжская стала порушенной невестой, уступив место Марии Мирославской, ставшей супругой царя. 



Неврев Н.В. "Бытовая сцена XVII века". 1880-е -1890-е                                                                                          

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

-10

Сюжет этой картины, приехавшей из самого дальнего музея, мы можем вообразить сами. Отец привёз дочери дорогие итальянские ткани, расшитые золотыми нитями, которые она теперь рассматривает, примеряет и радуется.

Необыкновенность произведения всё же заключается в том, как безупречно и точно оно отражает быт русских бояр XVII века: национальные костюмы, интерьер, украшения, узоры на тканях. Жанровая сцена, которую художник представил и убедил нас в том, что такой сюжет вполне мог происходить в реальности.  



Матвеев Н.С. "Насильственный постриг (Против воли постриженная)". 1887

Музей истории религии, Санкт-Петербург

-11

Малоизвестное художественное произведение с очень натуралистической живописью. Мирская одежда, сброшенная на пол, крест, улыбающиеся мужчины на заднем плане – картина имеет сюжет, который мы тоже можем додумать только сами, представляя себе историю несчастной женщины. Что заставило ее уйти в монастырь? Судя по названию и образу девушки, становится понятно, что она поневоле приняла постриг. Ножницы и прядь волос на полу являются символом того, что девичья жизнь, наряды, ее мечты о замужестве в прошлом, и все оставшиеся дни она проведёт в монастыре. Ее жизнь разрушена. 



РАЗДЕЛ 5. «От Петра Великого до Екатерины Великой»


В этом разделе своё внимание художники особенно заострили на великом реформаторе Петре I, который основал Петербург, прорубил окно в Европу, заставил сбрить бороды, переодел в европейскую одежду. Царь активно внедрял европейскую культуру, что стало для русских людей сильным переломом национального уклада. 



Лагорио Л.Ф. "На берегу пустынных волн". 1897

Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, С.-Петербург

-12

Лев Лагорио маринист, писал морские пейзажи. На этой картине он изобразил будущий Петербург: на месте города еще ничего нет. Финское болото. Петр стоит и размышляет. Прямо по Пушкину:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе 



Ге Н.Н. "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". 1874

Новгородский музей-заповедник

-13

На полотне изображён Пётр I, обвиняющий своего сына в измене. Как известно, царевич Алексей не разделял взглядов отца, не был его единомышленником.
Именно такое художественное произведение, но большего размера, принадлежит коллекции Третьяковской галереи. Картина в свое время пользовалась таким успехом, что автор Николай Ге повторил её в небольшом формате.

Произведение привезли на выставку, чтобы показать, какие ещё варианты своей картины писал художник.



Якоби В.И. "Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года". 1889

Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

-14

Историческое свидетельство основания Академии художеств, где училось большинство живописцев, чьи картины представлены на выставке. Художественное произведение является своего рода сочинением, потому что свидетелей того, как Екатерина даровала Академии художеств статус императорской, нет. Автору пришлось воображать это мероприятие. Художник изобразил на полотне всех первых воспитанников и педагогов: скульпторов, живописцев, архитекторов. В левой части картины обернулся и смотрит на нас Александр Кокоринов, первый директор и один из архитекторов здания.

Однако картины, которые показал на полотне Якоби, ещё не были написаны на тот момент. Художник изобразил историю в истории и заранее рассказал, чем прославятся ученики Академии художеств. 



РАЗДЕЛ 6. «Военная история России XVIII — начала XX века»


В отличие от предыдущих разделов выставки, этот посвящён военной истории России. Здесь представлены батальные полотна, изображения сражений. Художники, картины которых находятся в этом разделе, учились в классе батальной живописи. Художники-баталисты — это те историки, которые могли реконструировать давно прошедшие события. Так, мы можем увидеть Русско-турецкую войну конца XVII века, хотя все  полотна написаны во второй половине и середине XIX века.  Одной из самых важных тем для художников-баталистов стала Великая Отечественная война.



Алексей Кившенко. "Военный совет в Филях". 1880 

Государственная Третьяковская галерея, Москва

-15

Известная картина, изображающая, как Кутузов заседает в Филях, где было принято решение оставить Москву.  Это художественное произведение — иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». В книге мы наблюдаем этот момент глазами девочки Малаши, а здесь видим эту сцену не просто взглядом художника – полотно показывает нам, как автор воспринимает литературное произведение.

Роман же в свою очередь отражает реальные исторические события, но интерпретированные и ставшие образом, как и сама картина. Так и получается, что это художественное произведение — образ, переданный через образ.



Репин И.Е. "С медсестрой в атаку". 1917

Частное собрание

-16

Несмотря на то, что Илья Ефимович Репин не был баталистом, он обратился к этой теме. В теме Первой Мировой войны он выбрал очень неожиданные сюжеты. Картина выглядит, как кадр к кинофильму. Она имеет размашистую живопись, отчего ещё острее воспринимается столь трагический, драматический момент приближения гибели. Благодаря такой манере написания все ощущается «на пределе возможностей».


Константин Филиппов. "Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны". 1858 

Государственная Третьяковская галерея, Москва

-17

Картина никогда ранее вы выставлялась. На полотне изображён эпизод Крымской войны, участником которой был Филиппов.

Автор построил это художественное произведение как академическую картину, и показал он не битву со множеством героев, штурмом, а изобразил будни войны: беженцов, вынужденных бросить свои дома, ополченцев, пришедших воевать и защищать свою землю добровольно. Картина становится неким соединением исторически возвышенного и пугающе приближенного к войне.

Страшная будничная реальность преображается в картинный эффектный образ.

Музеи
7007 интересуются