Вклад этих двух деятелей в общество трудно переоценить. В свое время они совершили прорыв в человеческом сознании, оказали значительное влияние на психологизацию общества, через медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Но, и этому были интересные предпосылки. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются – открытие психоанализа, психологизация «бессознательного», открытие защитных механизмов в психике, переноса и контрпереноса, метода свободных ассоциаций.
«Исцеляющие беседы доктора Фрейда» - быстро взыскали популярность у аристократов того времени. Ведь у них теперь появилась возможность не прятать своих родственников, с особенностями психического развития, по родовым замкам, т.к. жестокие меры психиатрии того времени, для их тонкой душевной организации были смерти подобны. В семье такой человек, как правило, был изгоем из-за своей особой одаренности, и ограниченность в общении с близкими только усиливало его страдания. Другое дело, разговоры по душам с компетентным человеком, которые и правда помогали, как это ни странно… Освобожденные от забот о быте, аристократы вообще забыли о своей функции в обществе… Итак, вновь изобретя велосипед в том, что «человеку нужен человек», человечество получило новую индустрию и сферу психологических услуг. Как ни крути, а в основе всех исторических событий лежит экономика.
Что же Юнг? Получив доступ к практике психоанализа Фрейда, он также быстро взыскал популярность. Но он пошел дальше и глубже, став основоположником одного из глубинных направлений психологии — аналитической психологии. Цель его терапии - осуществление индивидуации личности, процесс восстановления целостности, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. И конечно, он развил учение о коллективном бессознательном, которое состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов, инстинктов, паттернов поведения, это вместилище всеобщей памяти человечества, общая база данных, накопленное за сотни тысяч лет эволюции), вход туда через структуру личности по Юнгу.
Отвергнув фрейдовский акцент на сексуальности, Юнг называл #либидо по-своему - психической энергией, общей жизненной силой. В противоречиях друг другу двух гениев, нет ничего удивительного. Ведь свое вдохновение они черпали из разных источников. Не секрет, что Фрейд был приверженец каббалистической традиции. Ну а романтик-Юнг, строил свое учение на идеи средневековых алхимиков – о Великом Делании (превращение неблагородных металлов в благородные…). Юнг психологизировал и этот явление, мечтая, что когда-нибудь #хомосапиенс превратится в #хомофутурус (человек будущего, человек творящий). Терапевтируя своих пациентов, Юнг понял, что в основе каждой клиентской истории лежит универсальный миф – путь героя, мистерии жизни, смерти и любви… И в помощь, как инструмент по облагораживанию человеческой души, он создал свою уникальную структуру личности: ее основные элементы Персона, Эго, Тень, Анима/Анимус и Самость.
#Персона, личность - это визитная карточка Я, манера говорить, мыслить, одеваться. Она является характером, социальной ролью, способностью самовыражаться в обществе. Но Персона как часть бессознательного может задушить индивидуальность.
#Эго - энергетический центр сознания, воли и принятий решений, отвечает за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).
#Тень - животная часть нашей личности, естественные бессознательные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам вытесняются. В тоже время являются мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать в мирных целях.
#Анима и #Анимус - эти два архетипа связаны с образами женщины и мужчины.
Для мужчины Анима образ — идеал, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской души (контакт со своими эмоциями), а также образ идеальной женщины, который оказывает влияние на выбор партнерши. Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, а также мужская часть ее личности, которая проявлена в характере как самостоятельность, логика. Игнорирование или отвержение своей женской\мужской части личности приводит к одностороннему развитию, без этого целостность невозможна.
#Самость (Я, такой как есть) — архетип порядка и целостности личности, золотой ребенок, управитель Эго, объединяющий сознательное и бессознательное. Самость становится центром всей личностной структуры только после того, как все ее внутренние части, приходят в равновесие и соединяются, - это и называется индивидуацией (целостностью), которая открывает доступ к ресурсам коллективного бессознательного.
Вот такая вот #АлхимияДуши….