Слева от главной аллеи со стороны Невы в Летнем саду у памятника И.А. Крылову находилась детская площадка. У меня было синее ведро, с белыми полосками и желтой ручкой, в которое я собирала желуди. В песке ковырялась редко, а вот кленовые листья и желуди таскала домой исправно. На скамеечке сидела бабуля и зорко следила за моими действиями.
Когда папа обнаруживал у батареи «запасы» желудей он либо иронизировал, либо читал отрывок из басни:
«Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
……..
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала».
Я почему-то обижалась, папа смеялся и переключался на «проказницу мартышку».
П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича в обычной одежде с раскрытой книгой в руках. Крылов смотрит поверх страниц, думает о чем-то своем и не замечает ничего вокруг. Нет со мной бабушки, отца, а Крылов по-прежнему сидит на камне в окружении героев своих басен, боскет скрыл памятник от посторонних глаз, но все так же падают листья осенью и сохранились дубы, посаженные при Петре I.
Все естественно, как и сама жизнь, пожилой человек вышел на прогулку, присел отдохнуть и задумался. На лицевой стороне пьедестала справа от надписи «Крылову 1855 год» расположились герои басни «Квартет», а над ними «Лиса и виноград». Бронзовые фигурки животных помогают вспомнить героев басен Крылова.
Басен было написано более двухсот и герои тридцати шести басен полностью заполнили пьедестал. Фигур зверей много и мне до сих пор интересно угадывать басни в этих изображениях, выполненных с большим мастерством, начиная от лягушки и заканчивая слоном.
После ухода из жuзнu Ивана Андреевича в ноябре 1844 года, был объявлен сбор средств для сооружения памятника великому баснописцу. Было собрано достаточно средств и Академия художеств утвердила проект Клодта. Это последняя работа Петра Карловича.
По существующим традициям XIX века литераторы изображались в манерных позах, с лирами, в греческих одеждах. Клодт в своих набросках изображал И.А. Крылова по-разному, сидящим в кресле, в римской тоге, но позднее скульптор изменил образ на естественный и индивидуальный.
Четыре года длилась работа по лепке животных с натуры, которые поселились в мастерской Клодта в Литейном доме. В клетках находились разные звери, ручные разгуливали по помещениям и иногда заходили в жилые комнаты Петра Карловича. Волк охранял вход.
Скульптор сам приобрел овцу, осла, журавля и лисицу. Кто-то подарил ему медведя с медвежатами, кто-то макаку, были другие звери и пернатые. Позднее сын скульптора Михаил Петрович Клодт в своих воспоминаниях пишет: «И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком….»
С наступлением весны 1852 года скульптор представил готовую модель. В мае памятник был отлит. И началась эпопея с выбором места. Предложения были разнообразны от сквера у Публичной библиотеки до Александро-Невской лавры. Клодт выбрал Летний сад. Летний сад, в котором любили гулять А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Т.Г. Шевченко и сам Иван Андреевич.
Скульптор хотел, чтобы памятник был окружен детьми, а тогда Летний сад был ими любим. Петр I в свое время установил в саду статую Эзопа. Персонажи его басен были выполнены в натуральную величину и покрыты позолотой. Располагались они в бассейнах, которые декорировали камнем и мхом, рядом стояли таблички с кратким содержанием басен. Все унесла Нева в 1777 году.
Спустя полвека в Летнем саду появился другой памятник – русскому баснописцу. Чтобы барельефы зверей предохранить от порчи, спустя два десятилетия памятник обнесли металлической оградой. Сейчас он скрыт за густой зеленью боскетов и крон, но то что не увидели мои глаза, вспомнили ноги.
Спасибо, что прочитали!