(Ездра 5)
Вернувшись в свою землю, иудеи приступили к восстановлению храма в соответствии с Божьим замыслом. Они с великим ликованием положили его основание, но затем работы прекратились, поскольку «стал народ земли той ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строительстве» (4:4). Однако история о восстановлении храма на этом не заканчивается. Она продолжается в главах 5 и 6, где мы узнаём о том, что, благодаря увещеваниям пророков Аггея и Захарии, работа над храмом возобновилась и была завершена по Божьему провидению.
АГГЕЙ И ЗАХАРИЯ ОБОДРЯЮТ НАРОД (5:1, 2)
«Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиила, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их».
Стих 1. Чтобы вернуться к работе над храмом, люди нуждались в слове от Господа. И слово пришло через Аггея и Захарию. Аггей здесь просто называется пророком. Его имя означает что-то вроде «торжество» или « праздник», и, возможно, указывает на то, что он родился в праздничный день. Кроме информации, которую можно почерпнуть из этой главы и из книги Аггея, больше об этом пророке ничего неизвестно. Принято считать, что Аггей был старше Захарии. Здесь Захария назван «сын Адды». В Зах. 1:1 сказано, что он был внуком Адды. Таким образом, слово «сын» в этом стихе означает «потомок».
Пророки начали свое служение, потому что Бог побудил их вдохновить иудеев завершить Его работу. В 520 г. до н.э. Аггей пошёл к Зоровавелю и Иисусу «в шестой месяц, в первый день месяца» (Агг. 1:1), то есть, где-то в августе. Благодаря его убедительной проповеди, работа над храмом возобновилась три недели спустя (Агг. 1:15). Двумя месяцами позже Господь побудил Захарию присоединиться к Аггею в его пророческой миссии (Зах. 1:1).
Аггей и Захария ― два пророка, объединённые одной целью: побудить народ закончить восстановление храма. Однако их методы отличались. Аггей был прямолинейным; его послание было ясным и по существу: «Стройте храм!» Захария же ободрял иудеев при помощи образов, полученных им от Бога в видениях. Он поделился с ними «словами утешительными», которые ему сказал ангел (см. Зах. 1:13−17). Он пытался вывести их из состояния уныния и поднять их поникший дух. Вместе эти два человека достигли того, для чего их послал Бог.
Стих 2. Зоровавель и Иисус возглавили народ, и они начали строить дом Божий. Зоровавель, о котором в Агг. 1:1 говорится как о «правителе» иудеев, здесь назван «сыном Салафиила», что свидетельствует о том, что он был прямым потомком царя Давида. «Салафиил» был сыном Иехонии, предпоследнего царя Иудеи (1 Пар. 3:17). Несмотря на то, что Седекия сменил Иехонию, тот считался последним законным царём Иудеи. Зоровавель был последним из рода Давида, кому иудейские князья передали полномочия политического управления.
Хотя в этом и других отрывках Зоровавель назван « сыном Салафиила» (3:2; Неем. 12:1; Агг. 1:1), в 1 Пар. 3:19 он назван сыном Федайи, другого сына Иехонии и брата Салафиила. Федайя мог жениться на вдове своего умершего брата Салафиила по левирату (Втор. 25:5−6). Зоровавель также назван сыном Салафиила в родословной Иисуса (Мф. 1:12, 13; Лк. 3:27).
Хотя Зоровавель никогда не считался иудейским царём, по мнению комментаторов, некоторым иудеям хотелось бы посадить его на трон и таким образом восстановить царство Давида. Некоторые полагают, что персидские цари опасались появления в Иудее роялистской партии, и поэтому старались не давать Зоровавелю слишком много власти (и, возможно, по этим причинам, в конце концов, сместили его как правителя). Фредрик Холмгрен отмечал, что Зоровавель, потомок Давида, несмотря на то, что его не называли царём или князем, выполнял характерную для них работу в израильской истории: они строили и восстанавливали храм (как Соломон, Езекия и Иосия).
Когда Зоровавель служил наместником, Иисус был первосвященником. Пророки постоянно поддерживали лидерство Зоровавеля и Иисуса. На протяжении периода восстановления, который длился около четырёх лет, с ними были пророки Божии, подкреплявшие их, которые неустанно наставляли и ободряли их Словом Божьим.
ПЕРСИДСКИЕ ЧИНОВНИКИ ДОПРОСИЛИ НАРОД (5:3−5)
«В то время пришёл к ним Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай, и товарищи их, и так сказали им: “Кто дал вам разрешение строить дом этот и доделывать стены эти?” Тогда мы сказали им имена тех людей, которые строят это здание. Но око Бога их было над старейшинами иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по этому делу».
Едва строительство возобновилось, вновь возникла проблема. На этот раз её источником был не народ той земли, а правитель провинции, в которую входила Иудея.
Стих 3. Иудеев допрашивали другие люди, чем те, о которых читаем в 4:1−3. В этот раз расследование вёл Фафнай, заречный областеначальник, правитель сатрапии, к которой относилась Иудея.
С ним был Шефар-Бознай, очевидно его помощник или писец, и другие чиновники. Они спросили: «Кто дал вам разрешение строить дом этот и доделывать стены эти?» Они хотели знать, кто уполномочил иудеев строить «храм»? Причина, по которой они начали расследование, понятна. Строительство любого большого сооружения должно было быть санкционировано персидским царём, так как подобная рода деятельность могла указывать на подготовку к восстанию. Следует отметить, что в вопросе Фафная и его чиновников не было враждебности, присущей врагам иудеев в главе 4. Эти персидские чиновники просто выполняли свою работу по защите царских интересов.
Стих 4. На вопрос Фафная иудейские старейшины назвали ему имена руководителей строительства. Однако здесь мы наблюдаем непонятную замену: автор с третьего лица в стихе 3 («пришёл к ним Фафнай… и сказали им») переходит на первое лицо в стихе 4 (мы сказали им). Такой переход кажется нелогичным, так как Ездра ещё не появлялся в книге. По мнению Рубена Ратцлаффа, среди возможных объяснений наиболее убедительным представляется то, что «мы» «следует заменить на “они”; в арамейском языке отличие едва различимое, и изменение лиц, возможно, объясняется ошибкой писца». Очевидно, что многие переводчики согласны с этим мнением, так как в современных переводах обычно нет слова «мы». Вместо него стоит «они». Например, в Международном Библейском Обществе читаем: «Ещё они спросили: – Как зовут тех людей, которые возводят эти стены?» В пользу такого толкования говорит стих 10, где сказано, что начальники спросили у иудеев их имена.
Стих 5. В этот раз иудеи не испугались. Возможно, правильнее будет сказать, что Бог по Своему промыслу защитил Свой народ от угроз и запугивания. Вместо того чтобы прекратить работы, как это было раньше, они продолжили строить, пока Фафнай не подтвердил, что у них было разрешение персидского царя. Настоящая же причина, по которой работа продолжилась, заключалась в том, что око Бога их было над старейшинами иудейскими. Другими словами, благодаря бдительному попечению Господа, работа продолжалась.
ПИСЬМО, ПОСЛАННОЕ ДАРИЮ (5:6−17)
«Вот содержание письма, которое послал Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими афарсахеями, которые за рекой, к царю Дарию. В донесении, которое они послали к нему, вот что написано: “Дарию, царю, ― всякий мир! Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа эта производится быстро, и с успехом идёт в руках их. Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: 'Кто дал вам разрешение строить дом этот и стены эти доделывать?' И сверх того об именах их мы спросили их, чтобы дать знать тебе и написать имена тех людей, которые главными у них. И они ответили нам такими словами: 'Мы рабы Бога неба и земли и строим дом, который был построен за много лет прежде этого, и великий царь у Израиля строил его и довершил его. Когда же отцы наши прогневали Бога Небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя вавилонского, халдея; и дом этот он разрушил, и народ переселил в Вавилон. Но в первый год Кира, царя вавилонского, царь Кир дал разрешение построить этот дом Божий; да и сосуды дома Божьего, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнёс в храм вавилонский, вынес Кир царь из храма вавилонского; и отдали их человеку по имени Шешбацар, которого он назначил областеначальником, и сказал ему: Возьми эти сосуды, пойди и отнеси их в храм Иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своём месте. Тогда Шешбацар тот пришёл, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор и доныне он строится, и ещё не кончен'. Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там, в Вавилоне, точно ли царём Киром дано разрешение строить этот дом Божий в Иерусалиме, и царскую волю об этом пусть пришлют к нам”».
Эта глава продолжается и завершается отчётом Фафная и его чиновников Дарию, в котором они процитировали ответ иудеев.
Стихи 6, 7. В этих стихах называются имена и должности людей, которые послали письмо. Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими. В них также упоминается, кому оно было адресовано: «царю Дарию», и включено приветствие: «всякий мир», которое иногда встречалось в подобных посланиях (см. 4:17; 7:12).
Стих 8. Письмо царю начинается с отчёта его авторов о том, что они лично расследовали дело о строительства иудеев, и сообщения о его продвижении. Указано, что иудеи строили дом Бога великого, другими словами, не военное укрепление. Хотя персидские чиновники назвали Господа «великим Богом», это не означает, что они считали Его величайшим из всех богов; скорее всего, они признавали Его «высшим богом» иудеев.
Начальники доложили, что иудеи строили из больших камней, и в стены укладывали дерево и работали они быстро («прилежно», Международное Библейское Общество; «старательно», Восстановительный Перевод), и строительство храма с успехом идёт в руках их. Трудно понять, что означают слова, переведённые как «большие камни» (эбэн гелал). По мнению Кита Шовилла, «Это были тёсаные камни, определённой формы. Образцы больших тёсаных камней со времён реконструкции Второго Храма Иродом Великим всё ещё можно увидеть в западной стене Храмовой горы».
Стихи 9, 10. Далее в письме приводятся вопросы, которые чиновники задали старейшинам (лидерам иудейского сообщества в Иерусалиме):
(1) «Кто дал вам разрешение строить дом этот и стены эти доделывать?» Судя по всему, без разрешения властей иудеи не имели права заниматься строительством. (2) Они также об именах их спросили их. Иначе говоря, они потребовали ответить на вопрос: «Кто руководит работой?» Нужно было записать «имена» лидеров, чтобы персидский царь знал, кого призвать к ответу, если строительство было не санкционированным. Спрашивая и записывая чьё-то имя, можно напугать человека; это предполагает, что вы собираетесь сообщить о нём властям, и он может понести наказание. В этой копии письма имён нет; вероятно, они были в сопроводительных папирусах.
Стих 11. Ответ иудеев Марк Тронтвит называет «образцом религиозной и политической дипломатии». Отвечая на вопрос о том, кто уполномочил их строить, они кратко пересказали историю храма в 5:11−16.
Иудеи начали с заявления о своей верности Богу неба и земли. Хотя некоторые из персидских лжебогов могли носить подобные имена, те, кто слышал иудеев, понимали, что речь шла о едином Боге, которому они поклонялись (Яхве). Народ Божий верил только в Него одного как правителя всего на «небе и земле».
Старейшины также сообщили, что храм строил великий царь у Израиля. Первый храм был построен Соломоном (3 Цар. 6:1−38), но его не назвали по имени, потому что оно ничего не значило для тех, кто допрашивал иудеев.
Стих 12. Они подтвердили, что храм был разрушен Навуходоносором, который также народ переселил в Вавилон. По их признанию, эта трагедия произошла потому, что их отцы согрешили против Бога. Как видим, здесь разрушение Иерусалима в 586 г. до н.э. объясняется Божьим судом (теологический взгляд), тогда как в 4:15 – мятежом иудеев против своих господ (исключительно человеческий взгляд). По убеждению Марка Тронтвита, их ответ «свидетельствует о глубоком теологическом понимании плена и возвращения», и что своим признанием «старейшины показали, что испытание пленом достигло своей цели». Хотя пророки в течение многих лет объясняли причинно-следственную связь между грехами иудеев и разрушением 586 г. до н.э., теперь народ признал «свою вину и справедливость Божьего наказания». Персам был понятен ход мысли иудеев: поражение этого народа в древние времена объяснялось тем, что их бог покинул их (см. например, 4 Цар. 18:25).
Стихи 13−15. После этого старейшины прямо ответили: эти люди строили храм, потому что Кир дал разрешение им вернуться и построить его. Действительно, Кир вернул ценные сосуды, которые вавилоняне вынесли из храма, когда разрушили его, и велел поместить эти сосуды в восстановленный храм в Иерусалиме (см. 1:1−11).
Стих 16. В результате указа Кира, – сообщается далее в письме, – народ вернулся и восстанавливал храм, хотя он ещё не кончен. Заявление иудеев о том, что с тех пор и доныне он строится, можно считать преувеличением, так как работа над храмом останавливалась на долгие годы; или, возможно, их ответ просто означал, что «работа началась тогда и продолжается до сего дня».
В этом отчёте Шешбацар упоминается как правитель, которому были вручены золотые храмовые сосуды, и который положил основание храма. Не будем забывать, что этот отчёт был не из первых уст: отчёт, который персидские чиновники предоставили на основании того, что они услышали (или думали, что услышали) от иудейских старейшин о событиях почти пятнадцатилетней давности.
Относительно 5:11−16, Уильямсон заметил, что ответ иудеев Фафнаю был построен таким образом, чтобы получить его одобрение. Они подчеркнули «неразрывную связь своего строительства, как с первым храмом, так и с разрешением Кира на его восстановление, полученное задолго до того».
Стих 17. Письмо заканчивается просьбой Фафная поискать в исторических архивах в Вавилоне, действительно ли Кир дал разрешение на восстановление храма. Только тогда Фафнай будет знать, что делать со строительством иудеев.
На этой просьбе глава заканчивается, оставляя читателя в напряжении, удовлетворит ли царь просьбу о поисках, и, если, да, то каков будет результат. На эти вопросы отвечает шестая глава.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻