48.
- В чем же я встречу сватов? - взволновано сказала я, глядя на бабушку. - Моё платье, в котором я убежала из дома, хоть все порвалось. А больше ничего нет, - расстроилась я.
Бабушка улыбнулась.
- Вот молодость, - проговорила она, - только недавно с м е р т е л ь н о й опасности избежала, а уже о нарядах думаешь.
- А как не думать? - грустно ответила я, - придёт мой суженый, а я как замарашка.
- Если он тебя без волос прошлым летом приметил и ни к кому в свадебный месяц не подошёл, значит запала ты ему в душу такая, какая есть. А ведь девки наши на него все глаза проглядели. Ко мне за приворотным зельем столько раз прибегали. Да я не давала. Не им он предназначен. Так крутились девицы перед домом Демида, и водой напоить пытались, чтоб он обязательно из их рук выпил, это даже без зелья сработает, если воду со страстью заговорить. Да он ни у кого кувшина не брал, разговоров не говорил, кланялся и шёл дальше.
Я удивлённо смотрела на бабушку.
- Почему ты мне не рассказывала? Я ничего этого не видела. - сказала я.
- Незачем тебе знать было. Что ты могла безволосая сделать? Красотой не блистала, ко свадебному огню не допускалась. А узнала бы о кознях девиц - захотела бы их со свету сжить.
Я стояла, потупив глаза. Ведь правда, я бы соперницам такого пожелала, что самой страшно стало.
- А я не могла позволить, чтобы ты свой путь с темноты начинала. - продолжала бабушка. - ведь как по вьётся дорожка, так и продолжится.
Колдунья строго смотрела на меня.
- Когда сила просыпается, её важно в нужное русло направить. Не ошибиться. Не всем дано быть светлыми, не всем дано быть тёмными. Тебе, моя девочка, позволен выбор. Такое редко бывает. Ведь в твоей к р о в и два рода переплелись - один светлый, другой тёмный, поэтому ты можешь стать такой, как захочешь. Но всё-таки твоя душа больше к свету лежит, и начинать путь с тёмных дел тебе не пристало. - закончила она.
- А если кто-то очарует Демида? Заманит в свои сети? - спросила я.
- Грош цена мужчине, которого первая встречная очаровать может. - ответила пожилая женщина и помолчав, добавила. - Не смотри на меня так, знаю я, как хочется красивой для любимого быть. Пойдём со мной. - сказала она.
Мы прошли в дальнюю часть избы, где стояло несколько сундуков. Я давно хотела узнать у бабушки их содержимое. Но спросить не решалась. Боялась услышать что-то страшное.
А сейчас колдунья сама вела меня к ним. Мне представлялось, что она хранит в них крылья летучих мышей или что-то подобное. Но я ошиблась.
Бабушка открыла первый сундук и в нём оказались платья. Да такие, каких я раньше не видела. Ткани у них были диковинные - на ровном полотне цветными лентами были расшиты цветы. Да так искусно, что они выступили над поверхностью ткани и выглядели, как настоящие.
Я залюбовалась ими. Ленты были изящного плетения, в нашем селении никто не умел такие плести. Только с ярмарки мужчины порой привозили такие ленты своим жёнам и дочерям. Но батюшка нас с матушкой таким не баловал. Кружевные ленты я видела только у подружек и очень им завидовала.
- Какая красота! - восхитилась я, прижимая к себе платья из такой ткани. Они восхитительно пахли какими-то цветами и отлично сохранились. - Откуда они?
- Земля, откуда я родом, славится своими мастерицами. И моя матушка умела ткать, меня учила. Но потом она решила людей лечить, за что и пострадала. Лучше бы ткани делала, всегда бы в почёте была. - с грустью ответила бабушка. - Но не могла она. Дар давил, не давал другим заниматься, только травами да кореньями в помощь людям.
- Как жаль, что ваша матушка пострадала за свою доброту. - проговорила я.
- Многие за неё страдают. Не нам решать, какой дар иметь. Его дают свыше и требуют исполнения. - услышала я в ответ. - А ты смотри, выбирай, какие платья нравятся. Примерь их. Я в молодости была примерно такой, как ты, должны подойти. А если нет, то мы ещё успеем перешить. Луна только на убыль пошла, до новой время есть.
Я обняла бабушку и начала примерять наряды. Один краше другого. И фасонов необычных - в наших краях таких не носили.
- Вот все завидовать будут, когда я в таком платье на праздник приду. - невольно проговорила я.
- Не думай о зависти, лучше о том, как Демиду в этом наряде понравишься. - ответила колдунья. - В людской зависти хорошего нет. Добром она не заканчивается. Сегодня позавидуют, завтра наказать захотят, что у тебя лучше, чем у них.
- Вы поэтому эти платья в молодости не носили? - спросила я, осматривая совершенно новые платья.
- Некуда мне было их носить. На каждый день здесь их не носят, такие платья для княжеского терема больше подойдут, а не для полевых работ. Когда-то мы жили в большом городе, там ярмарки проходят, куда твой отец с другими мужчинами ездит. И матушка мечтала, что я пойду в услужение к княгине, вот и шила мне наряды.
- Княгине? - удивилась я. В нашем селении редко говорили о городской жизни и сидящем в тереме князе. И я никогда не думала о том, какая там жизнь и что носит княжеская семья. - А вы видели князя с княгиней? - спросила я.
- Видела однажды. Матушку нашего князя, когда она молодой невестой была.
- Как интересно, - воскликнула я. - Расскажите.
- Я уже мало помню. Годы в глухом лесу стёрли воспоминания детства. Был тогда большой праздник - княжну молодую из соседних земель наследному князю в жены привезли. Встречали её всем городом, приветствовали. - начала вспоминать бабушка. - Княгиня с сыном встречали будущую невестку на ступенях дворца.
- А где был сам князь? - продолжала я расспросы.
- Князь хворал. Встречал гостей он только во дворце. Досталось ему в последнем походе. Хоть и с победой вернулся, да не долго потом протянул. Вот и решено было сына срочно женить, чтобы наследники были.
- Как бы я хотела во дворец, - мечтательно проговорила я. - Посмотреть на жизнь там.
Я представила себе белоснежные стены, ковры на стенах, княжну в длинном платье, таком, что было сейчас на мне. Оно казалось мне самым красивым на свете.
Но открыв глаза обнаружила себя в серой лесной избушке. Колдунья рассмеялась.
- Размечталась та, Млада. - сказала она. - Думаешь жизнь во дворце это только праздники и красивые платья? Нет, власть это постоянная опасность, жизнь в страхе за себя и детей. На самого сильного правителя найдётся сильныйф и успешный завоеватель. И надо всегда быть начеку. А знаешь, что делают с княгиней, когда её князь падёт? - спросила женщина.
Я вопросительно посмотрела на неё.
- Тебе лучше не знать. Ничего нет хорошего в такой женской доле. Так что помечтала о княжеских палатах и хватит. Лучше о Демиде подумай. Любимому можно на расстоянии своё тепло передавать. Он почувствует и будет наполнен им. И тогда никакая соперница тебе будет не страшна. - закончила бабушка.
Я с благодарностью посмотрела на неё и представила себе образ Демида, как из моего сердца в его перетекает любовь. И мне показалось, что где-то далеко, на краю деревни, он это почувствовал и мне в ответ пришла волна тепла.
Промежуточные главы можно найти, перейдя на основную страницу канала (для этого нажать на название канала вверху страницы)