В статье K. Shield, опубликованной в журнале Lancet (Jan 2020, vol 5; issue 1: e51-61) и посвященной оценке влияния алкоголя на смертность, есть одна интересная диаграмма. На ней все страны мира окрашены в разные оттенки синего в зависимости от того, какой процент всех смертей связан непосредственно с употреблением алкоголя. Именно эту карту вы и видите в качестве титульной иллюстрации этого поста.
Бледно-голубым цветом здесь отмечены страны, в которых эта цифра менее 1,2%, и далее по нарастающей вплоть до темно-синего, что соответствует цифре более 7,8%. Так вот, почти все темно-синие страны сосредоточены на территории бывшей Российской империи. Прямо как в учебнике истории.
Это Россия, страны Прибалтики, Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, а также три ближайших соседа Российской империи – Румыния, Словакия и Монголия.
Правда, на карте мира есть еще два небольших очага, никак не связанных с прошлым нашей страны. Это Нигерия, Конго и Габон, а также Вьетнам, Таиланд и Камбоджа (об этом мы еще поговорим ниже).
Точно такая же география наблюдается при оценке другого показателя – количества алкогольных смертей на 100 тыс. населения, где территория бывшей Российской империи опять самая темная с цифрой более 78,5.
Культура пития
Первое объяснение, которое сразу приходит на ум, – это количество употребляемого в этих странах алкоголя. Однако, как следует из отчета ВОЗ, наши страны хоть и в лидерах, но далеко не абсолютные чемпионы.
Например, россияне и белорусы старше 15 лет выпивают в среднем 15 литров чистого спирта на душу населения в год, а украинцы – около 14. Однако это не намного больше 12 литров, например, во Франции или Австралии, которые при этом гораздо более благополучны с точки зрения упомянутых цифр алкогольной смертности.
Одна из причин такой странности – это тип алкоголя. В России и Украине около 50% выпитого алкоголя приходится на крепкие алкогольные напитки, тогда как во Франции почти 60% приходится на вино и еще около 20% - на пиво, а в Австралии – 35% и 45% соответственно.
Гендерное неравенство
Второе объяснение заключается в том, что в большинстве развитых стран Европы и Америки употребление алкоголя в разных видах довольно равномерно распределено по полу и разным общественным группам.
Именно поэтому процент людей, заявляющий о том, что они время от времени употребляют алкогольные напитки, во многих из этих стран даже выше, чем в странах бывшей Российской империи.
Так, в странах Северной Европы, Франции, Канаде, Австралии и Великобритании этот показатель составляет 80–100% взрослого населения, а у нас – 60–80%.
Что касается отдельно взятого гендерного неравенства в отношении к алкоголю, то оно очень хорошо заметно на цветовой карте из другой статьи (Alcohol use and burden for 195 countries…, Lancet 2018 Sep 22;392:1015-35).
Если взять только женское население, то, например, в России ситуация здесь даже лучше, чем в большинстве стран Европы или Канаде. У нас женщины в среднем употребляют лишь 10–20 г чистого алкоголя в сутки, а в Европе и Канаде – 20–30 г.
Но вот если взглянуть на мужскую карту, здесь Россия и территория бывшей Российской империи уже впереди планеты всей – 40–50 г чистого спирта на каждого мужчину в сутки в России и более 50 г в Прибалтике, Беларуси и Украине.
Алкогольная кардиомиопатия
Вот и получается, что в силу каких-то исторических обстоятельств в странах бывшей Российской империи сложился совершенно особенный тип употребления алкоголя. Во-первых, здесь предпочитают исключительно крепкий алкоголь, а во-вторых, практически весь его выпивают в рамках ограниченной группы населения.
В результате, если смотреть в целом по нашим странам, уровень потребления алкоголя в них не такой уж и высокий, но если убрать тех, кто совсем не пьет или по большей части воздерживается от алкоголя (а таких у нас гораздо больше, чем в тех же европейских странах), то концентрация алкоголя на человека подскакивает до невероятных цифр.
И вот вам еще одна цветная карта из статьи G. Roth (J Am Coll Cardiol 2020 Dec 22;76(25):2982-3021), на которой страны мира раскрашены в разные цвета в соответствии с количеством лет жизни, утраченных из-за алкогольной кардиомиопатии.
Здесь мы опять совершенно четко видим карту Российской империи, выделенную цветом, соответствующим максимальной цифре – более 300 утраченных лет на 100 тыс. населения. Для сравнения, в упомянутых ранее Франции и Австралии эта цифра составляет всего 10–30 лет.
Почему алкогольная кардиомиопатия? Дело в том, что это поражение сердца является очень точным маркером тяжелого хронического алкоголизма, так как обычно развивается при регулярном употреблении алкоголя в дозах от 100 г чистого спирта в сутки на протяжении нескольких лет.
Кто виноват?
Что же привело к формированию таких особых отношений с алкоголем на территории бывшей Российской империи? У меня есть следующая теория на этот счет.
В странах Западной и Центральной Европы (а также в тесно связанных с ними культурно и исторически странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии) алкоголь вошел в культуру очень и очень давно. Сначала в виде вина, потом пива и только в самом конце в виде дистиллятов. Соответственно, культура пития формировалась очень долго и органически.
В странах ислама культуры употребления алкогольных напитков никогда не было, они до сих пор закрыты для алкоголя и, надо полагать, вряд ли когда-то откроются.
В третьей группе стран культуры пития тоже очень долго не существовало, но не в силу религиозных канонов, а в силу обособленности от Европы, которая является колыбелью алкогольной культуры.
Огненная вода
И вот когда страны последней группы все же открывались для западных влияний, они получали алкогольные продукты не последовательно – сначала вино и пиво и только много веков спустя дистилляты, – а все это сразу.
А учитывая физиологию нашего организма и отсутствие каких-либо культурных исторических ограничений в области употребления алкоголя, становится понятным, почему дистилляты в этих странах быстро вытеснили все другое.
Кстати говоря, позднее и быстрое проникновение алкоголя в культуру стран третьей группы объясняет и тот факт, что у нас до сих пор очень многие части общества считают его чужеродным и воздерживаются от его употребления (о чем мы уже говорили выше).
Именно по этому пути, как мне представляется, и прошла Российская империя вместе с некоторыми ближайшими соседями.
А что Нигерия и Вьетнам?
В настоящее время путь нашей бывшей империи могут пройти и многие другие страны, не сдерживаемые исламом и вышедшие из изоляции. Пока мы это наблюдаем только в упомянутых выше странах Африки и Индокитая.
Но очевидно, что за ними могут последовать и другие, как только благосостояние этих стран повысится до той степени, когда значительная часть населения сможет финансово позволить себе употреблять дистилляты.
И вот тогда история может повториться. Как это было в Российской империи и потом в СССР и как это сейчас происходит в постепенно богатеющих Нигерии, Габоне, Вьетнаме или Таиланде…