Еще одна упаковка мыла с крышки бабушкиного сундука стала поводом для поисков – «Мыло Метаморфоза отъ Загара и Веснушекъ», Белiзна и свежесть кожи. «Паевое товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова».
Кто такой провизор А.М. Остроумов? Провизор - специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов. Но почему провизор и парфюмерия?
Оказывается, что одним из крупнейших предприятий не только в Москве, но и в России было «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова», которое образовалось из скромного маленького предприятия. Русский парфюмер и косметолог Александр Митрофанович Остроумов пришел в бизнес в 1885 году простым провизором - он изобрел мыло от перхоти. Не пытаясь гнаться за красотой внешнего оформления, но добился столь отменного его качества, что мыло стало пользоваться большим успехом и принесло изобретателю прибыль, которую он вложил в расширение дела. Со временем Остроумов наладил выпуск специальной воды от перхоти «О-де-совэр» - «Спаситель». Следующим изобретением стал крем от веснушек и загара «Метаморфоза», который сделал Остроумова знаменитым. Вторым выпущенным в продажу средством был специальный гигиенический крем «Метаморфоза». Его производство продолжалось более 30 лет.
В 1900 году было основано «Паевое товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова». Большинство продуктов «Товарищества», помимо Москвы, имело громадный сбыт за границей. Эта фирма очень быстро стала настолько солидной, что её клиентура появилась не только в России, но и за её пределами. Были открыты магазины и склады в Москве на Никольской улице, в Верхних Торговых рядах (ГУМе) и «Славянском базаре», а сама фабрика расположилась на Вороньей улице (в советское время Тулинская, ныне улица Сергия Радонежского) и в Гжельском переулке.
В 1910 году Остроумов на Тверской улице №33 открыл специальную лабораторию, которая скоро превратилась в то время единственный в мире Институт врачебной косметики. В институте занимались профилактикой и лечением кожных болезней. Это заведение не смогли обойти стороной многие актрисы, среди которых и Антонина Нежданова, и Елена Степанова, и Тамара Карсавина, и Мария Петипа, и Вера Пашенная, и Надежда Плевицкая, и многие другие.
К 1912 году «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова» стояло в ряду с многими старейшими и крупнейшими парфюмерными фабриками России. Множество высших наград служили отличнейшей рекламой фирмы и лучшим доказательством прекрасного качества вырабатываемых продуктов. Среди продукции фабрики одних только наименований одеколонов около двухсот, среди которых - «Шипр», «Ландыш», «Жасмин», «Идеал, «Букет императрицы», «Одеколон артистов», духи -«Свежего сена», «Вэра-Виолет», «Оридис», «Флоранж».
Кроме создания всевозможных духов, одеколонов, кремов, пудр, паст, косметических средств «Товарищество» пользовалось еще широкой известностью как фирма, производящая медицинские и гигиенические продукты. Это составляло исключительную и единственную не только в Москве, но и в России особенность фабрики «Товарищества А. М. Остроумова».
Художники, занимавшиеся рекламой в парфюмерной промышленности, понимали, что духи не просто парфюмерное средство, но и неотъемлемая часть имиджа женщины. Удивительное воздействие запаха очень трудно передать, но вот А. М. Остроумов в рекламе даже и с этой задачей справился блестяще.
Как и Брокар, Остроумов выпускал детское мыло - с чередой. Реклама продукции Товарищества была прямолинейной и доходчивой. Например, в рекламе духов «Наполеон», выпущенных к 1912 году содержался такой слоган: «Если бы Наполеон пользовался остроумовским «Наполеоном», Жозефина никогда бы ему не изменяла». Предприимчивый провизор догадался использовать авторитет известных актрис в рекламных целях. Так, была выпущена книга под названием «Наши артистки о парфюмерии товарищества парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова». В книге были собраны похвальные отзывы театральных примадонн об изделиях фирмы. Разумеется, актрисы, певицы и скандально известные шансонетки уже тогда служили «ходячей рекламой» для Домов мод и парфюмерных магазинов, но никто, кроме Остроумова так и не догадался издать подобную книгу!"
После революции фабрика Товарищества Александра Остроумова была национализирована, объединена с фабрикой Торгового дома «Э.Бодло и К°», не один раз меняла свое название: от «Московская парфюмерная фабрика №3» и до нынешнего – АО «Рассвет», и даже входила одно время в объединение «Свобода». А сам Александр Митрофанович Остроумов, не проникшись идеями новой жизни, покинул Россию.
А крем «Метаморфоза» выпускался советскими парфюмерно-косметическими фабриками до 1960-х годов.
Оказывается, что мы очень плохо знаем историю своей страны. Многие, ныне разрекламированные западные средства ухода за телом и волосами, появились более 100 лет назад в Москве и сделаны были русским аптекарем и провизором Александром Митрофановичем Остроумовым.