Найти тему
Заметки Моргора

Сериал «Ведун» – «Ведьмак» под клюквенным соусом

Сериал «Ведун» пера Александра Дмитриевича Прозорова (нет, не того Прозорова, которого я частенько цитирую в своих заметках) я читал с середины декабря 2015 года по февраль 2017: читал, порывался бросить неоднократно, бил себя раскрытой ладонью по лбу, иногда, извините, «тупо ржал» (речь идёт не о смешных моментах повествования), а иногда и «тупо ржать» уже не было ни сил, ни желания.

Почему я всё-таки прочёл все восемнадцать книг, хотя они мне не понравились? Чисто из врождённого своего упорства: раз уж взялся за фигуру, то ходи, ходи до конца. Впрочем, негативное впечатление сказалось на скорости чтения...

Помню, добрался до книги «Конец пути». Обрадовался: «Конец пути? В смысле всё, последняя?» И обломался, есть следующая, которая называется «Возвращение» – и понеслись фанфики по второму кругу.

Фанфики? Сейчас непроизвольно напечатал это слово и понял, что же мне более всего напоминает сей сериал – именно фанфики, в которые автор вбухал преизрядное количество постельных (сеновальных, в-кустах-придорожных) сцен. Смысловую нагрузку они если и несут, то на ломаный грош, да и то отнюдь не всегда, а расписаны тщательно, скрупулёзно, в деталях – будто автор, уж извините, самоудовлетворяется от каждой.

Итак, главного героя зовут Олег Середин. Живёт он в Санкт-Петербурге, трудится кузнецом в автобусном парке, трудовые будни разбавляет занятиями в клубе реконструкторов, где увлечённо гремят холодным оружием, вышедшим из обращения, и... не только.

Особо проявивших себя и привязавшихся к клубу учеников руководитель обучает ещё и магии, а также приёмам единоборства с представителями нечистой силы. Сам же этот самый руководитель принадлежит к одной из ранее существовавших и погибших человеческих рас, живёт не одно тысячелетие.

Повествование начинается с того, что Олег, собственно, задумывается: а на кой оно ему, всему этому ремеслу учиться? Ведь в привычном мире нет ни василисков, ни упырей каких-нибудь кровососущих, а колдовство... ну помогло оно в лотерее выиграть, дальше что?

К колдовству он и решает прибегнуть (благо есть знакомая, работающая в зоопарке, поставляющая редкие компоненты для ворожбы) – пусть оно даст знание, зачем это всё...

Оно и дало – телепортнуло Олежку во времена стародавние, перед самым крещением Руси. Передёрнув плечами и попортив первую девку на своём долгом извилистом пути от одного ложа к другому, Середин начинает своё «мегаэпическое» путешествие по просторам стародавних земель. Супротив лихих людей у него востра сабелька собственного производства, супротив нечистей коварных – кистень с серебряным грузиком. Никого не напоминает? Да-да, привет пану Сапковскому и его парным ведьмачьим клинкам! Кстати, Олег и пробавляется зачастую, нанимаясь радикально решать вопросы, связанные со всяческими чудищами да злыми духами.

И вот чудо какое: кузнец из автобусного парка, дитя двадцатого века, учившийся махать клинком в развлекательных целях в свободное от основной работы время, оказывается ну самым наилучшим рубакой всей вселенной: воины, взращённые куда более жестокой эпохой, учившиеся драться, чтобы выжить, и выживавшие за счёт воинских умений (да что там, подчас лучшие воины родов, племён и стран!) пачками гибнут под Серединской сабелькой. Да и магом он оказывается самым наикрутейшим. Отчего-почему? Реконы так натаскали – не верится, даже учитывая личность его наставника, поскольку уделять много времени упражнениям в реалиях современности парень явно не мог, да и учебные спарринги в клубе с кровавой сечей на поле рати ни в какое сравнение не идут по определению.

И чего только не наворотил этот Олег Середин, как сказала бы одна моя родственница: куды ни в баню без того Олега. Он и князю Владимиру Русь крестить помогал (будучи ярым язычником, ага), и торков разбил, и устроил коренному населению Урала сущий геноцид, и научно-технический прогресс запустил, и Чингисханом оказался, и... ой, всего перечислять не буду – восемнадцать книг!

Кстати, обложки... Это отдельная боль. Тот, кто их натяп-ляпал, вряд ли вообще читал сами книги. Такое чувство, будто в каком-то тридэшном редакторе наклепал по-быстренькому, соответствуясь с названиями. Вот они, надёргал с интернетику (последние выглядят более реалистично, но содержанию произведения по-прежнему соответствуют весьма условно – канон для это серии, так сказать):

Сопереживать главному герою у меня не получилось. Как-то много за ним черт и поступков совсем не героических, а подчас и вовсе злодейских. Например, со знакомым купцом Середин отправляется в торговое плавание к только что открывшимся уральским землям. Сначала он учиняет несправедливость над аборигенами, дабы покрыть расходы товарища на организацию экспедиции, а затем принимает сторону одного из враждующих братьев-правителей. И тут начинается кровавый ералаш! Наш ведун бежит, сея хаос и смерть, в один конец уральского края, воюя за одного брата-правителя, потом перебегает к другому и идёт войной обратно, затем снова делается перебежчиком. Вот так вот и сгинули таинственные каимцы... А уж похотливость Олега... Он готов со всеми и всегда (хорошо хоть до однополой любви дело не дошло): и с людскими женщинами всех сословий и национальностей, и с нежитью, и с демонессами, и, в конце концов, на богиню Мару облизываться начинает. Причём из-за всех этих похождений (и как только он ничего не подцепил такого-этакого?) постоянно случаются проблемы, а подчас гибнут ни в чём не повинные люди. Например, из-за того, что Середин наставил «рога» князю Рюрику, тот из мести натравил на кучу народа торков, многократно... хм... бравших силой девушку, которая беззаветно влюбилась в нашего «героя» (да-да, которой он сначала активно ответил взаимностью, а потом не менее активно побежал в лесок изменять). Встречаются изредка моменты, когда и сам Олег берёт женщин силой (по крайней мере, один точно помню, после победы над торками). Лично я бы назвал серию «Кузнец автобусного парка в поисках с кем бы переспать, а после этого сбежать без лишних обязательств» (да, можете называть меня моралистом, ханжой и занудой).

К тому же у автора хромает матчасть: вернее, сначала она вообще чуть ли не в инвалидной коляске катится, потом писатель явно начал читать больше источников, и коляску сменили костыли (надеюсь, я не слишком закрутил с этакой метафорой, и она ясна). Вследствие дополнительного изучения соответствующей литературы появились противоречия. Например (из того, что врезалось в память): сначала автор называет варягами исключительно викингов, потом – викингов и русов; сначала утверждает, что викинги, в отличие от русов, бреют подбородки, потом – что подбородки, в отличие от викингов, бреют русы; сначала заявляет, что длинные волосы – это самая традиционная русская причёска, потом – что длинные волосы русы носят только в знак траура. И таких примеров много.

Автор, по всей видимости, забыл и о многих сюжетных поворотах: нам жирненько обещают развитие тех или иных событий, а потом... всё, прости-прощай, ничего не было. Я несколько книг напролёт ждал, когда же получит дальнейший ход какая-нибудь история, и только томика через четыре понимал: всё, забей, ничего не будет. Меч, с трудом выкованный из плоти демона, к примеру, в следующей книге превращается в саблю, а потом и вовсе исчезает, как не бывало, а уж сколько нагнеталось вокруг сего зловещего чудо-клинка: у-у-у...

Много и нестыковок в сюжете, будто бы автор и сам запутался в своём творчестве (не исключительно в своём, некоторые томики написаны в соавторстве, один из них, «Душа оборотня», – совместно с Андреем Николаевым, творцом рассмотренного нами вчера «Русского экзорциста»). Из того, что приходит на ум сейчас... Наш попаданец носит примотанным к руке православный крестик, который реагирует, нагреваясь, на такие штуки как нечисть или языческая магия, и вот тут сразу две несостыковки. Во-первых, этот «счётчик Гейгера» должен бы и на самого Олега постоянно срабатывать (в присутствии его наставника вещица чуть ли не огнём горит из-за склонности того к языческой магии, так ведь и Середин постоянно колдует). Во-вторых, в первой книге крестик не нагревается в присутствии оживших мертвецов (подчёркивается, что с позиции христианства сие явление нормально и естественно), но в дальнейшем автор забывает о данной особенности... А ещё сначала нам рассказали, что Золотую Орду сколотил Раджаф, но в последующих книгах описывается долгий путь становления Олега как Чингисхана и сплочение племён под его рукою.

И почему вогулы (современные манси) на страницах сей эпопеи, претендующей на историчность, почитают славянских богов?

Похвалить же автора могу за вымышленные им магические ритуалы и обрядовые практики – это и впрямь показалось интересным и необычным. Встречались мне на просторах Сети такие люди, которые утверждали, что могут разгонять тучи по методике, описанной в «Ведуне».

Из всех восемнадцати книг мне действительно понравилась вторая – «Паутина зла». Её я буквально «проглотил»: чудесная атмосфера, увлекательный сюжет, неожиданные повороты. Во всех отношениях «Паутина зла» стоит особняком от остальных книг серии: она как бы выпадает из похождений Олега, об описанных там событиях ни разу никто не вспоминает.

Вердикт

«Ведун», на мой взгляд, явно написан под влиянием Анджея Сапковского и под впечатлением от его «Ведьмака» – даже названия созвучны. Похожие элементы и заимствования перечислять не буду – этого добра на отдельную статью хватит. У меня сложилось такое чувство, будто бы автор читал-читал пана Сапковского, а потом решительно махнул рукой и заявил сам себе: у меня будет свой «Ведьмак» – с медовухой и ш... ну Вы поняли...

О сеттинге и «историчности» – как по мне, это развесистая такая клюква. Автор, как губка, впитывал всё, что читал о Древней Руси и переносил на страницы своего сериала, нередко противореча самому себе. Причём читал он не самые лучшие источники. Моё впечатление от всего этого попробую описать так. Есть такая серия компьютерных игр «Command & Conquer: Red Alert» – об альтернативной вселенной, где Эйнштейн изобрёл машину времени и «выпилил» из мировой истории молодого Адольфа Гитлера, в результате чего вместо мировой войны с нацистской Германией грянула ещё более глобальная война между Союзниками и СССР, а потом ещё и советские учёные разработали машину времени и «выпилили» самого Эйнштейна. Так вот, прошу прощения за «много слов». Во вступительном видеоролике третьей части нам показывают советских генерал-лейтенанта и, наверное, полковника: форма, вроде бы, покроем и цветом соответствует, но у генерала вместо кокарды на фуражке – звёздочка с погон, а у предположительного полковника звёзды на погонах отсутствуют вовсе, красуются одни «просветы», как у казачьего полковника. В дальнейшем мы увидим и кокарды на месте петличных эмблем на кителе, и латексную форму женщин-офицеров с короткими юбочками. Вот примерно также воспринимается мной «историчность» «Ведуна» (на которую произведение претендует), как соответствие военной формы в третьем «Red Alert» реально существовавшей.

В общем, да простят меня фанаты и поклонники «Ведуна», я ставлю сему сериалу два бала из пяти – «неудовлетворительно» (напомню, что я могу поставить и ноль баллов, и единицу).

А если бы я оценивал отдельно «Паутину зла» – ей бы я поставил четвёрку.

Слишком затянуто всё вышло в целом, не особо толково...

И, конечно же, это моё личное и сугубо субъективное мнение.