"Лежать на месте ровно" - новый образ жизни китайской молодёжи.
Уже есть определение этого явления - "идеология лежания" tang ping zhu yi 躺平主义 - осознанный отказ от гонки достижений.
Два иероглифа этого выражения означают "лежать вытянувшись, принимать горизонтальное положение". Есть ещё одно китайское определение нового взгляда на жизнь - "лежать по-геюски". Странное выражение легко объяснить: в фильме 1993 года "Я люблю свою семью" китайский актёр Гэ Ю играет лентяя и бездельника. Такой Илья Ильич Обломов. А выражение "лежать по-геюски" набирает популярность и смысл с 2016 года. Это - у них! У нас же некоторые любят "лежать по-обломовски" аж с XIX века))
В современном Китае "идеология лежания" вот о чём:
- не жениться;
- не покупать дом;
- не покупать машину;
- не заводить детей;
-не быть потребителем;
- не стремиться к должности, карьере.
Надо:
- поддерживать уровень жизни на минимуме;
- отказаться от нужды быть инструментом в чужих руках для зарабатывания денег.
Многие молодые китайцы думают приблизительно так:
"У каждого есть рамки своих возможностей. Вот в них-то и надо делать то, что принесёт счастье! Лучше я уменьшу свои аппетиты и желания. Расслаблюсь, буду искать счастье в малом. Буду наслаждаться жизнью, просто гуляя в парке и слушая пение птиц. Да и психика будет спокойнее, и здоровье сохраню..."
Не мудрые ли это мысли? Или всё должно быть иначе?
Вряд ли кто-то не согласен с тем, что в современном мире деньги и власть всё решают. Иначе не было бы на Земле войн, лжи, ненависти, злости, зависти, остальных пороков.
А что имеем сейчас?
Девиз нашей жизни: "Время - деньги". Люди перестали выбирать любимое дело, всё чаще - то, что перспективно, что принесёт больший доход. На приятные эмоции не остаётся физических сил. Жёсткая конкуренция заставляет проводить на работе максимальное количество времени.
Все эти "признаки современности" проявляются больше в мегаполисах, в развитых странах. В тихом уголке, в небольшом городке жизнь течёт по-другому. Но и там свои проблемы имеются, конечно...
Эта "идеология лежания" связана с динамикой развития страны, может возникнуть от разочарования культурой потребления, которая процветает в городе. Ведь в деревне нет возможности лежать и рефлексировать, там трудиться нужно. Взаимосвязь простая: чем больше благ доступно, тем больше усилий нужно приложить, чтобы их получить.
За последние тридцать лет старшее поколение китайцев превратилось в средний класс. Благодаря реформам и открытости, социальный уровень в Китае изменился заметно. Я увидела этот рост, рассматривая фотографии. Дом, автомобиль, деньги - "джентельменский набор" китайца.
В Китае любят рассказывать истории о том, как люди много трудились и стали миллионерами.
Но вот только что же ждёт сегодня китайскую молодежь?
Экономический спад, обострение социальных проблем из-за коронавируса, перенасыщение рынка труда, рабочая нагрузка, жёсткая конкуренция. А в личном плане - необходимость оправдать ожидания семьи. Да и мнение общества имеет не последнюю роль в этой гонке достижений. А ещё мучают вопросы: "Если не получается стать победителем по жизни, нет наследственного бизнеса, то зачем пыжиться? Работа 996 для чего? А если я не хочу заводить семью, тогда зачем это делать?"
Такие вопросы самому себе, ожидания от жизни, могут вызвать апатию, а от неё недалеко до депрессии. А это - психологическое расстройство, медицинский термин.
Эти состояния заставляют молодёжь переосмысливать жизненные ценности. И это не просто нормальная реакция человека: нужно остановиться и отдохнуть.
"Лежание на месте ровно" - это не профессиональное выгорание, не жизнь по течению, не классическое "всё достало". Есть здесь что-то философское, что кроется глубже банальной "обломовщины". Можно так выразиться: "как забить на ожидания общества по-китайски и сохранить при этом нервы"))
Некоторые представители старшего поколения считают, что "лежание на месте" - рациональный выбор для сегодняшнего дня, такой способ облегчить жизнь, чтобы справиться с трудностями и "не свихнуться".
Тем более, что эта идея не такая и чуждая китайскому менталитету и культуре. Ещё Лаоцзы до н.э. определил понятие "у вэй", которое означает не бездействие, а сохранение гармонии с окружающим миром.
Созерцательное отношение к жизни, понимание мироздания, вслушивание "в себя" - вот основные идеи Лаоцзы, идеи даосизма. А эта религия в Китае очень распространена.
Но эта идеализированная картина имеет много противников в китайском обществе. То же старшее поколение "лежание на месте ровно" считает крайне безответственным поведением по отношению к родителям, обществу, трудящимся, налогоплательщикам. Ведь это они двигают экономику страны.
Коммунистическая партия и правительство тоже негативно относятся к "идеологии лежания". Они наоборот призывают "засучить рукава и усердно работать". В мае 2021 года ЦК КПК выступил с критикой этой новой молодёжной идеологии.
С позицией партии и её призывами тоже не поспоришь. В китайской культуре трудолюбие никогда не было на последнем месте. Это подтверждают современные реалии, успехи Китая в мире. И дело здесь не в привычке китайцев работать "за плошку риса".
Конечно, мечтать не вредно. Вредно ТОЛЬКО мечтать. Человеку всегда нужна цель, чтобы жить, а не существовать. Большая ошибка - думать, что в запасе есть много времени. Оно быстротечно. А вот как раз молодость может всё изменить: расставить приоритеты, свернуть в нужный момент в правильную сторону, оставить после себя поступки (как говорил А.П.Чехов).
Итог:
В нашем биполярном мире я вижу 2 пути стать счастливым, опишу условно:
1) нужно встать на Путь Дао, слиться с Дао, познать Дао.
Такой алгоритм подходит и к "идеологии лежания на ровном месте". Китайцы хорошо понимают ценность такого пути. На нём простые радости принесут простое счастье простым людям. Чем плохо?
2) настоящее счастье человеку даёт здоровье, достижение поставленных целей, впечатления, любимое дело.
Этот путь требует активности, простого созерцания будет недостаточно. Нужен крепкий внутренний стержень, оптимизм, дисциплина.
В конце концов, каждый выбирает своё направление сам: куда смотреть, что рассматривать, что получится увидеть в итоге.
Главное, чтобы в этом действии была гармония. Она и приведёт к счастью!..
Примечания к статье:
Работа 996 - график работы с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю.
Лаоцзы - основатель даосизма, древнекитайский философ VI-V вв. до н.э.
"У вэй" - китайская концепция, основа даосизма. По ней лучше быть в состоянии "младенца", чем стремиться к чрезмерной образованности.