Найти тему
Катехизис и Катарсис

Настоящий борец с рабством

У квакеров есть герой по имени Бенджамин Лей (1677 - 1759): англичанин, который попал на Барбадос, где насмотрелся ужасов рабства и из-за категорического неприятия существующего на острове строя был вынужден перебраться в Пенсильванию - американскую квакерскую колыбель, учрежденную одним из американских отцов-основателей, знаменитым квакером Уильямом Пенном для его братьев по свободомыслию.

Если вы когда-либо были в гостях в квакерском доме или какой-нибудь мемориальной квартире, то наверняка видели изображение этого человека - чрезвычайно широко тиражируемое и легко запоминаемое: колченогий мужчина ростом меньше 120 сантиметров, горбатый, с руками, превосходящими по длине ноги. Так выглядел Бенджамин Лей, ставший одним из лидеров движения аболиционистов.

Наиболее примечательная часть биографии Бенджамина Лея в его буквальном следовании своим теоретическим идеалам: сначала он покинул Барбадос, где не мог смириться с положением рабов, затем он решил отказаться от плодов эксплуатации рабства - полностью перестав приобретать какие-либо товары, произведенные при участии рабского труда. Более того, Лей не собирался мириться с эксплуатацией человеком безмолвных тварей - и отказался от продуктов животного происхождения, правда по некоторым сведениям исключая молочные.

Самая большая несправедливость же, связанная с жизнью Бенджамина Лея в том, что он действительно был яростным борцом с рабством, автором многочисленных памфлетов против рабства - не сравнивайте с подписанием онлайн-петиций, пожалуйста, был вдохновителем движения - но его попросту вычеркнули из истории американского аболиционизма. Из-за чего? Из-за его неприметного вида, из-за его не блистательной биографии, из-за его скромного происхождения, неуживчивого и сварливого нрава, его выдвижения из низов, а не с идеологических высот или тайных обществ. Институту борьбы с рабством постфактум оказался не нужен такой непрезентабельный идейный самоучка, беззаветно отдавший свою жизнь служению чистым идеалам.

При жизни Лей не умел устраиваться на лаврах проповедника - его постоянно выгоняли из общественных собраний за прямоту и безусловность его взглядов и приемов борьбы. Понимаете, человек, который не просто болтает о справедливости и вреде зла, а своим примером, своей страстью показывает как с этим злом следует бороться. Вряд ли его будут встречать с распростертыми объятиями теоретики благодетелей, не готовые замарать рук ради своих ценностей.

Что делает Лей, которого обвиняют в несистемности? Он берет и селится в пещере, выдолбленной вручную, чтобы ни один предмет в его жизни не происходил из стоящих на рабских основах индустрий - ни кирпичи, сырье для которых добывают рабы, ни доски, которые производят рабы из спиленных рабами деревьев, не было в его пещере места и колониальным товарам, обеспечивающим оборотным капиталом работорговые миссии. В своей пещере он селит коз, до сих пор не совсем ясно зачем, ведь он отказался от мяса и шерстяной одежды, но есть свидетельства, что козы были для него животными-партнерами. Известно, что Лей сам ткал себе одежду - из льна, выращенного самостоятельно. Питался фруктами и медом. И между пещерными работами он читал об английской революции, греческую философию и Библию. Причем не самые простые книги - а именно, киников и, например, Откровения Святого Иоанна.

Об этом упрямом карлике много говорили и он был большой знаменитостью уже при жизни, его идеями прониклись многие более молодые представители среднего класса. Главная отличительная черта философии Бенджамина Лея - реальное следование логике своих убеждений, проекция своей идеологии на весь скелет жизни. Если рабство происходит от алчбы, бесконечного стремления к увеличению богатства, то нужно бороться с самой системой создания богатства, для начала не участвуя в ней. В поисках справедливости он указывает на обычно выпадающие из внимания связи - и это уже на заре XVIII в. Он становится одним из первых, кто провозглашает важность прав бедняков и прав животных, что невероятно представить в то время. К моменту его смерти в возрасте 82 лет он все-таки добился того, что ежемесячное собрание Пенсильвании объявило торговлю рабами несовместимой с членством в организации.

Все что делает Лей имеет не только социальную составляющую, но и может рассматриваться как настоящий акционизм и протестный театр, причем без моральных ограничений и оков формальной вежливости. Известен его манифест-перформанс, когда он демонстрировал библию, над страничным блоком которой протыкал острой спицей пузырь с фруктовым соком так, чтобы он стекал по страницам и при их движении брызгал в прохожих - кровь несправедливости, льющаяся из слова божьего, обличала квакеров, не отказавшихся от эксплуатации рабского труда.

О жизни этого героя XVII-XVIII вв. можно прочитать в книге «Бесстрашный Бенджамин Лей: квакерский карлик, ставший первым революционным аболиционистом» Маркуса Редикера.

Сообщество автора