Часть 1
10 июня 2021 года наблюдалось кольцеобразное солнечное затмение, полоса которого проходила от Канады через Северный полюс и до российского Дальнего востока. В Петербурге затмение было не очень сильным - луна закрыла солнце всего на 37%. Одни из лучших условий для наблюдений затмения сложились в Мурманске - там его максимальная фаза составляла 58%. Было решено организовать встречу и наблюдения солнечного затмения совместно с Мурманским, Московским, Санкт-Петербургским отделениям астрономо-геодезического объединения (АГО), астроклубов "Орион" (г.Мурманск), "ИжАСТРО" (г.Ижевск), "АстроЛуга" (г. Луга). Нас было четверо: я и Алевтина из Питера, Константин и Никита из Москвы, как организаторы.
Вылет из Пулково 9 июня в 10 утра авиакомпанией "Смартавиа" по безбагажному тарифу. Билет был полностью оплачен ранее накопленными милями, т.е. был фактически бесплатным. Я приехал в аэропорт к началу регистрации, чтобы гарантированно получить место у окна, и получил. Во время регистрации требуют вставить рюкзак с телескопом в калибратор - не влезает. Достаю его из фирменного рюкзака, разбираю - впритык, но влез! Ручную кладь мы с Алевтиной распределили на время перелёта таким образом, чтобы у меня был только походный телескоп Meade-ETX 80. Пройдены все виды контроля, долгожданная посадка в самолёт, и вскоре взлёт. Для меня этот полёт представлял интерес сам по себе: никогда до этого не летал в северном направлении, также была вероятность, что самолёт пролетит над центром Петербурга.
Но самолёт стал взлетать и набирать высоту в восточном направлении - с моей стороны были видны Пулковская обсерватория с разворачивающимся возле неё варварским строительством, Пушкин, Отрадное, Шлиссельбург, далее самолёт повернул на северо-восток и полетел над Ладогой (видео)
Ненадолго начались облака. Когда они закончились, внизу была видна Карелия с её бескрайними озёрами и лесами.
После Хибин самолёт начал снижаться. Были видны низкорослые леса в перемешку с тундрой, многочисленные озёра, кое-где на холмах ещё лежал снег.
Аэропорт Мурманск (Мурмаши) - скромное здание, расположенное в 30 км юго-западнее от центра Мурманска. Это достаточно неудобно, особенно когда надо попасть из аэропорта на другой конец Мурманска. После посадки идём в довольно тесный зал прилёта - ждать Костю и Никиту, которые летят из Москвы следом за нами. Открываю на телефоне Флайтрадар и узнаю, что им осталось лететь ещё полчаса. После того, как вся наша группа оказалась в сборе, идём на остановку 106-го автобуса, попутно фотографируя себя на фоне здания аэровокзала.
106-й автобус, судя по расписанию, ходит относительно часто - каждые 30-50 минут. Но вместо полноценного автобуса МАЗ пришла убогая "маршрутка". Из аэропорта до центра Мурманска (а нам надо было именно туда) проезд стоил 94 рубля - порядка 3 рублей за километр.
Выходим на ул. Академика Книповича, идём до хостела, расположенного в припортовой зоне на Траловой улице. Проходим через ЖД мост. По пути замечен огромный термометр, размещённый на дымовой трубе котельной. Однако, он мне показался неработающим:
После размещения в хостеле отправляемся в расположенное неподалёку кафе, где можно было заказать комплексный обед с первым, вторым и третьим (компот) всего за 270 рублей, что по сегодняшним меркам очень неплохо. Идём по ул. Шмидта на площадку в одном из дворов, где на следующий день предстояли групповые наблюдения за солнечным затмением. Осмотрев её, идём далее на Горелую гору искать знаменитый Вороний камень, о котором слагаются легенды.
Выходим за пределы жилых кварталов, проходим гаражи. Далее были ворота и какое-то трёхэтажное здание. Решаем свернуть в сторону и по тропинкам, по мху начинаем подниматься на сопку. На склонах растут карликовые берёзы и другие растения, присущие полярным широтам. Причём, всё сочное, зелёное, примерно как у нас во второй половине мая. Очень красиво. Листайте галерею:
Мы ходили по сопке в поисках Вороньего камня довольно долго. Я обошёл всю вершину, спрашивал у прогуливающихся, никто ничего не знал. Я уже был на Вороньем камне зимой 2010 года, однако, точного маршрута до него и его расположения у меня не сохранилось. Потом оказалось, что он находится вообще на соседней сопке, но нам надо было идти уже назад. В хостеле пытаюсь отдохнуть, но этому мешает бесконечные крики чаек, которые обосновались на крыше здания напротив. В Мурманске во время полярного дня (22 мая - 22 июля) очень легко запутаться в том, который сейчас час. Солнце в небе круглые сутки - оно может быть ещё высоко над горизонтом, но при этом на часах будет, например, 12 ночи. Легко спутать с вечером. Да и ночью бывает ненамного темнее, чем днём. Поэтому важно всегда иметь при себе часы. Решаем погулять по ночному Мурманску и посмотреть на полуночное солнце, благо погода позволяет. Сначала идём на надземный переход через жд пути, затем в мурманский торговый порт:
На следующий день были запланированы наблюдения в одном из дворов на Зелёной улице, где мы были накануне. Совместно с представителями Мурманского отделения АГО и астроклуба "Орион" (г. Мурманск) предстояло провести наблюдения частного солнечного затмения. Располагаемся на поляне между двумя старыми бараками. Алевтина готовит съёмку затмения на зеркалку через длиннофокусный объектив, Костя и Никита вырезают фильтры и помогают местным астрономам настраивать телескопы. На меня была возложена онлайн-трансляция затмения, к которой я и готовился. Для моего походного телескопа Meade ETX-80 вместо треноги отлично подошла бетонная свая. На неё я положил фанеру, поставил телескоп и установил через специальный переходник смартфон к окуляру.
Трансляция продолжалась чуть больше двух часов, за это время я израсходовал более 5 Гб мобильного интернета. Запись трансляции можно посмотреть в группе ВАГО или здесь. Первые полчаса было тихо, но затем народ оживился (как в чате, так и рядом со мной), бурно обсуждали происходящее. В Москве также пытались наблюдать затмение, однако, по словам местных наблюдателей, с погодой там очень не повезло. В Питере было более-менее. А Мурманск оказался благоприятным не только по фазе затмения, но и по погоде!
Сразу после наблюдений для нашей "делегации" проводят экскурсию на Вороний камень, тот самый, который мы искали накануне. Поднимаемся через дворы, затем гаражи на Петушиную гору, на который и находится Вороний камень. Он представляет собой огромный камень, стоящий на двух других, окружённый кольцом из камней поменьше. По одной из легенд, каменное сооружение для астрономических нужд построила древняя цивилизация Гиперборея. Но, как говорят учёные и специалисты, это скорее всего обычное нагромождение камней (т.н. сейд), оставленное ледником. По пришествию, располагаемся вокруг камня. Рассказывается лекция о происхождении камня, о том, как его используют сейчас (спойлер - для совершения обрядов). Затем Константин провёл выездное собрание АГО.
После собрания, осмотрев Вороний камень, сразу идём на вокзал. Костя и Никита торопились на автобус в аэропорт. Ожидалось, что это будет маршрутка, но подошёл нормальный автобус! Но остановка была на другом конце привокзальной площади, а автобус уже отходил... К счастью, автобус прошёл мимо нас и на "голосование" остановился в неположенном месте, благодаря чему ребята успели на свой рейс. А мы с Алевтиной пошли на вокзал. Я ожидал, что здесь, как и теперь везде на вокзалах, будет шмон, но, к счастью, сканеров и рамок здесь не оказалось, но стояли охранники, которые вместо шмона выборочно проводили проверку. В Мурманск шмон пока не пришёл. Честь и хвала адекватным людям в руководстве!
Вокзал Мурманска - самый зелёный из вокзалов сравнительно крупных городов, которые я встречал. Высокие деревья здесь растут прямо вдоль платформы. Направляемся к поезду "Арктика", который уже стоял у платформы. У меня был билет в купе, купленный за РЖД-баллы и за 760 рублей (полная его стоимость составляла где-то 6500 р.). Мне попался современный вагон - в нём был душ и даже система обеззараживания воздуха. Двери купе открывались карточкой, на которой была эмблема поезда "Лев Толстой" (Москва-Хельсинки). Видимо, после закрытия границ в эпоху пандемии его вагоны включили в состав "Арктики". Ехали мы до Петрозаводска. Поезд медленно ползёт вдоль Кольского залива, затем вдоль бурной реки Кола, мимо Хибин и оз. Имандра.