Частенько натыкаюсь в ленте Дзена, на статьи, с заголовками вроде:
" Прокачай свой мозг за 5 минут". И вроде бы знаю уже, о чем будет "статья", понимаю - нет там ничего полезного, однако, природное любопытство берет верх и берусь читать.
Чего там только нет! Тут тебе и факты из жизни "суперзвезд", факты околонаучной публики, разряда "физик Побединский", или же "молодые ученые"...
Только нет главного - самого развития.
Почему? Давайте разберемся.
Приветствую почтенную публику!
Хочется поделиться мыслями, на тему - нужны ли нам, для нашего саморазвития "наставники и гуру из интернета".
Для начала, расскажу опыт прочтения статьи, с сайта "молодых ученых", в которой географ рассуждал о причинах деградации мира. Почему мир остановился в развитии, нет новых технологий и изобретений.
Странно было читать статью, которую писал географ....
Его рассуждение свелось к тому, что нас стало слишком много. Вот нет у нас места для расширения, а значит, нет стимула развиваться. Приводил пример - открытие Америки. По его кривой логике, люди, которые кинулись заселять новый континент, "вдохнули в него" новую жизнь, а вот сейчас некуда переселяться, и это привело к жесткой борьбе за выживание, а разве это способствует к какому-то развитию?
Какой можно было сделать вывод? Глупец сделает вывод - дескать, да, верно, нас слишком много а значит - надо направить свою энергию на выживание?
Умный человек задаст вопрос - а как быть с таким фактом, что страны с большой плотностью населения, не переселяясь никуда, получили все возможности развития технологий, и более того - сделали это? Ну, например, Япония или Китай?
Понятно, что географ на то и географ, он не стал показывать ни социально-экономические связи, ни причинно-следственные связи
воздействия "из вне", он просто написал что-то, кажущееся ему вполне логичным.
Вывод, который лежит на поверхности:
Такой подход не является ничем иным, как надувательством.
С точки зрения обывателя ( а я несомненно, такой же обыватель) - читать вроде как интересно, однако - а какой смысл этой статьи?
Смысловая, практическая значимость - нулевая. Нам показывают проблему - "Мир в опасности, мы остановились в развитии, мы деградируем!", но не дают никакого решения. Кроме осторожного подталкивания - "может того. сократим немного популяцию?"
( кстати, статья вышла в свет одновременно с фильмом про ряженых "героев" Марвел, где некий краснокожий властелин Вселенной как раз и сократил популяцию всего и вся ровно наполовину).
Люди охотно верят подобным статьям, делают выводы, которые не соответствуют действительности, и их энергия, в итоге не будет направлена на конструктивные действия, а наоборот, "вникуда".
Причина, по которой "молодые ученые" это делают - деньги. Они зарабатывают на глупости и невежестве.
Любой разумный человек, увидев очередное интервью Панчина или Дробышевского, просто обязан задать, и задаст всего один вопрос - а чем ты собственно занимаешься, кроме как беготней по разным каналам ТВ и СМИ, где рассказываешь одно и тоже? Где твои исследования? Где твои труды?
Однако, школьники, особенно старшеклассники, охотно идут на поводу у них, поскольку это все же "медийные лицы", у них складывается впечатление, что наука - это просто веселая тусовка. Пришел, поболтали, чаю попили - вот и весь смысл...
Одна моя хорошая знакомая, когда училась на биотехнолога, с удовольствием посещала мероприятия с Панчиным, слушала его, внимала... Пока не остановилась перед выбором - либо продолжать посиделки, либо учиться. Потому что все эти посиделки, "мастер-классы", кроме как пустого времяпровождения ничего ей не дали.
А есть те, кому внушили и такую мысль- лень - двигатель прогресса.
Не верите? Вот здесь, доходчиво вам пояснят. Но ни за что, не скажут, а что же это такое - лень? Почему же люди безоговорочно верят этому околонаучному бреду?
Из-за того, что нет понимания самой сути процессов.
Лень - это отсутствие привычки трудиться. Паразитирование, не более того.
Вы видели в природе хоть одного паразита, который, смог принести кому-то пользу?
А ведь развитие, прогресс, изобретения - это общественно-полезный труд! И в первую очередь - это труд над самим собой, над своим развитием!
Как же так - лентяй, неспособный трудиться, и вдруг что-то делает?
И вот эту цепочку - не объясняют.
Какую практическую пользу принесла , к примеру, статья про "лень"? Да никакой, а вред нанесла существенный.
Растет поколение нехочух, которые свято верят в то, что можно ничего не делая, взять и придумать нечто грандиозное! Или стать успешным блогером, жить в домике с веселыми ребятами, и наслаждаться жизнью.
А вот тот труд, который зачастую никем не афишируется - не показывают.
Нет ребята, так это не работает. Точнее - совсем не так. Сначала надо многое узнать, познать окружающий мир вокруг нас, научиться его воспринимать, проецировать, а после - преобразовывать.
Изменение мира вокруг нас в лучшую сторону - и есть процесс развития.
Однако, немного отклонился в сторону.
Вернемся к прокачке мозга.
Можно ли его "прокачать", читая разные познавательные статьи, будучи в среднем возрасте?
Маленький секрет. Все, что мы с вами сейчас занимаемся, делаем будучи УЖЕ ПРОКАЧАНЫМИ.
Это не значит что не стоит тренировать память, улучшать свои способности. Только - разве не этим мы занимаемся повседневно, обучая других - своих детей, коллег по работе? Разве не это мы делаем, когда осваиваем новые технические процессы или оборудование? Разве не этим мы занимаемся в ходе ежедневной бытовой работы? Разве, идя за покупками в магазин, вы не тренируете свою память, составляя список покупок, а потом совершаете их не заглядывая в шпаргалку?
Вся штука в том, что мозг человека окончательно формируется до 21-го года. Само формирование человека- привычки, навыки, заканчивается где-то в 13-14 лет. Характер человека формируется до 6-и лет.
И вот до 6-и лет и надо начинать "прокачивать" мозг.
Сделать очень просто - детям, необходимо давать свободу действий. Пусть ползают в саду, на газоне, топают по лужам, бегают, лазают по деревьям. Это единственный способ научить детей самостоятельно познавать и воспринимать мир вокруг него.
Это то, что лежит в основе дальнейшего саморазвития - стремление познать окружающее.
Это тот возраст, в котором закладываются все будущие способности человека, как личности.
Значит ли это, что взрослые не должны в это время ничего делать?
Нет. Взрослые должны быть всегда рядом, и помогать ему в познании - рассказывать, учить, пояснять, отвечать на все интересующие вопросы.
Тренировать его память, тренировать способность концентрироваться на каком-либо действии, давать возможность самому что-то делать.
Помните, что до 7-и лет- это время ошибок. Время, в которое человек просто обязан совершать ошибки, потому что он ещё не научился анализировать свои действия.
Важно давать детям самостоятельные действия. Опыт, полученный в результате самостоятельной работы, в отличии от опыта внешнего воздействия - только этот опыт является неизменным. Только те знания, которые получены в результате практической работы, будут в первую очередь первичными.
А вот в школе, человека мало просто "накачивать" знаниями. Его нужно учить анализу, системному мышлению, критическому мышлению, диалектике, логике - это же основы основ!
Что же происходит с мозгом, в возрасте до 21-го года?
Формируются нейронные связи. Чем их больше - тем лучше. Нейронные связи - вот, что отвечает за "мыслительный" процесс. И эти связи не могут появиться после 21-го года. Они лишь обрастают костным наростом, если же их нет - они не возникнут. Нет такой функции у мозга.
При этом, можно "вырастить" новые нервные клетки, новую нервную систему - есть такой опыт в лечении больных после инсультов. А вот получить новые нейронные связи - к сожалению нельзя. Можно их лишь постоянно держать "в тонусе" - не дать окончательно "окаменеть".
Собственно, этим взрослые и занимаются всю сознательную жизнь. А не "прокачивают".
К сожалению, тем, кто в детстве не смог получить свободу познания, тем кто не смог узнать, приобрести привычку учиться, получить опыт создания чего-то нового - им приходится очень тяжело во взрослой жизни.
Есть ли у них возможность "прокачаться"? Нет. Но у них есть возможность заставить работать существующие нейронные связи.
Все что нужно - научиться ими пользоваться.
Этому помогают вовсе не "развивашки" для детей, не умение читать тексты наоборот, не умение "приспосабливать" свой мозг к чему-то новому.
Этому помогают повседневные, рутинные дела. Просто надо их немного изменять.
К примеру, меняйте рецепты приготовления котлет. Или - приучите себя смотреть ТВ с блокнотом в руках, записывая интересные моменты - любые, все, что вас заинтересует.
Начните менять дорогу до работы и обратно - каждый раз - новый маршрут.
И со временем, вы увидите, что мир вокруг вас внезапно изменился.
В нем не будет больше скуки.
Вы сами изменитесь, и измените мир вокруг себя. Незаметно, потихоньку.
Обязательно измените.
Несомненно, в интернете есть много полезной информации. К примеру, сайты по ТРИЗ, или же можно залезть на сайт Гарварда, точнее лаборатории Бакмена, прочесть статьи на тему исследований работы мозга, а можно заглянуть на Curious, и обменяться мнениями и опытом со студентами и специалистами всего мира.
Мир интернета безграничен, надо лишь уметь им пользоваться.
Знать - что мы хотим найти, уметь отличать инфоцыган от настоящего образования, понимать конечную цель нашего предприятия.
Уверен, после того, как вы потратите немного времени на поиск нужной вам информации, вы научитесь отличать пустышку от содержательного ресурса.
А сайты с "прокачками", оставим для развлечения. Хотя - их тоже можно использовать на пользу. К примеру - очень интересно искать логические несоответствия)
В качестве эпилога.
Увы, тем, кто сегодня находится у власти - не нужны наши изобретения. Не нужны ни новые технологии, ни наука.
Нужны лишь рабочие руки, на многочисленных стройках, производстве сельхозпродуктов, животноводства - не более того.
Наука, изобретательство, образование - сегодня лежат в руинах.
Мы не на грани катастрофы. Катастрофа уже произошла. Доказательство тому - появление деградантов на сцене ПМЭФ.
Если уже люди, которые считают себя серьезными бизнесменами. допускают подобное - это значит лишь одно - крах нашей цивилизации неизбежен.
И те, кто занимается обманом, призывая вас "прокачать себя за 5 минут" - становятся пособниками этой катастрофы.
Мы с вами не можем изменить процесс деградации, декаданс уже гуляет по планете.
Но мы все ещё в состоянии уменьшить последствия катастрофы.
Обучая подрастающее поколение, прививая им привычку жить не "для себя", жить не во вред, а во благо.
Спасибо за внимание! Как обычно - пишите комментарии, буду рад ответить на вопросы!