Дорогие наши читатели!
Это продолжение статьи «Переиграть Цусиму».
Начало статьи читайте на нашем канале или по ссылке:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e7da90638906d44f052c041/pereigrat-cusimu-609593abfe106d5922d2149f
Последнее обстоятельство внесло свою лепту в разрушение планов
З. П. Рожественского, предполагавшего, что 2-й и 3-й отряды будут непрерывно сближаться с точкой поворота японцев, стреляя по ним
все более метко. Однако, по замечанию А. П. Капниста, адмирал ошибся «также и в оценке расстояния хвоста своей эскадры от неприятельской. Показания офицеров 2-го и 3-го отрядов сходились
в том, что 2-й отряд отстоял от неприятеля в момент начала боя
на 40 с лишком кабельтовых, а 3-й на 50, вследствие чего этот последний мог открыть огонь только через несколько минут спустя после начала боя».
Здесь следует уточнить, что кабельтовы подразумеваются артиллерийские (182,9 м), как справедливо указывает И. М. Кокцинский. Правда, по замечанию А. П. Капниста: «Как та, так и другая сторона оценивала расстояние до неприятеля по кораблям довольно разнообразно, что вполне естественно, имея в виду, что расстояние было для дальномеров типа, принятого на обоих флотах
(3 1/2 -ф[утовые] дальномеры Барра и Струда) — близким к пределу
их точности». Поэтому все расчеты, в основу которых положены точные значения дистанций (равно как времени, курсов и скоростей), приходится признать весьма приблизительными. Недаром И. М. Кокцинский высказывает сомнения в достоверности описания сторонами
(прежде всего, японцами) своего маневрирования в бою.
Тем не менее нельзя оставить без внимания его попытку оценить расстояние между флагманами противостоящих эскадр к моменту начала поворота Того на курс NO 67°.
По расчетам, которые выполнялись с использованием маневренного планшета: «…Если от позиции начала стрельбы японского флагмана проложить в обратную сторону расстояние, которое он может пройти за две минуты, то получим позицию окончания поворота на боевой курс: пеленг от “Суворова” 304° и дистанция 38,5 кабельтовых, или 7042 м… Восстановив место начала поворота (относительное перемещение
за время циркуляции известно), можно получить полное маневрирование броненосца “Микаса” на маневре: пеленг 316° и дистанция 47,4 кабельтовых (8669 м). Расстояние, измеренное между броненосцами “Микаса” и “Ослябя”, — 38,6 кбт (7060 м)».
Правда, в другом месте он пишет: «Приведенные японскими историками, безусловно, приблизительные дистанции 8000 и 7000 м на планшете трансформируются в более точные значения: по завершении поворота на курс 67° между броненосцами “Ослябя” и “Микаса” будет 7560 м
(40,8 кбт); в то же время между флагманами обеих эскадр расстояние составит 7282 м (39,3 кбт)».
Приходится гадать, какая же дистанция по окончании поворота ближе
к действительной, 39,5 или 38,5 кб. Впрочем, обе до известной степени согласуются с указанными в статье М. И. Смирнова 38 кб на момент
1 ч 49 мин, причем автор уточнял, что «по русским данным это расстояние указывается различно, от 32 до 45 кабельт.»
Там же уточняется, что «расстояния от точки поворота японцев были:
до “Суворова” — 38 кабельт., до “Ослябя” — 50 кабельт.,
до “Императора Николая I” — 64 кабельт., до “Адмирала Ушакова” —
74 кабельт.»
Как считал М. И. Смирнов, неизвестно. Однако расчеты И. М. Кокцинского опираются на данные японцев о дистанциях в момент открытия огня «Микасой» и «Сикисимой» — 6400 и 6800 м. Между тем, обе, судя
по всему, представляют собой не истинную дистанцию, а показания дальномеров. В. И. Семенов же писал, что у ответивших на огонь русских кораблей японцев «началось с перелетов». Величину их Владимир Иванович не определил, но даже если она и была незначительной,
то сам факт приблизительности исходных цифр заставляет сомневаться
в точности итоговых.
Как нам представляется, возможные отклонения, при всей своей незначительности, могут отразиться на оценке расстояния между флагманскими кораблями противников к началу поворота японцев.
Если учесть, что «Сикисима» едва ли дал первый залп одновременно
с «Микасой», а скорее всего, спустя несколько секунд, то упомянутые
В. И. Семеновым недолеты, последовавшие за перелетами, могли принадлежать именно ему. Прибавим возможные расхождения
с принятыми в расчете значениями времени, скорости, курсов, пеленгов, диаметра циркуляции.
К слову, последний параметр для «Микаса» нам неизвестен, однако учитывая, что для броненосного крейсера «Память Азова» (длина 111,8 м) на скорости 10 уз он составлял минимум 405 саженей (если 6-футовых,
то около 741 м), а на скорости 12,5 уз минимум 443 сажени
(около 810 м), для 122-метрового «Микаса» на скорости 15 уз должен был быть еще большим. В литературе указывается, что отношение диаметра циркуляции к длине «для военных судов меняется в пределах 3,25–7».
То есть максимальный диаметр у «Микаса» может достигать 854 м. Тогда выстраиваемый по этим данным треугольник окажется иным, и помимо всего прочего, дистанция от «Суворова» до «Микаса» в начальной фазе поворота последнего может составить не 47,4, а все 50 кб.
К такому выводу приводит и то обстоятельство, что момент начала поворота приходится, по утверждению «Описания военных действий…»,
на 2 ч 05 мин (1 ч 47 мин для русских источников), когда «Суворов»,
как будто, только лишь выходил в голову колонны и находился правее линии курса, по которой двигался спустя пару минут. Если же верить
Х. Того, то в 2 ч 05 мин он уже «стал нажимать» на противника, то есть начал поворот еще раньше. Примечательно, что участник Русско-японской войны, артиллерист, а впоследствии профессор Военно-морской академии Л. Г. Гончаров писал в 1935 году:
«Цусимский бой начался на 55 каб…», — правда, не уточняя,
что подразумевает под началом боя и какая именно дистанция имеется
в виду, скорее всего, речь здесь идет о некой средней величине.
В любом случае З. П. Рожественский не мог отреагировать на маневр противника мгновенно. И. М. Кокцинский, основываясь на предположении, что отряды Того и Камимура в этот момент фактически маневрировали раздельно, и первому на поворот требовалось только пять минут, отводит Зиновию Петровичу всего две минуты на осмысление ситуации и необходимые распоряжения. Однако командующего Второй тихоокеанской эскадрой именно в то время, когда японский флагман положил руль лево на борт, заботило окончание собственного маневра,
о чем сказано выше. И если даже не думавшие об этом офицеры
«Князя Суворова» сперва не могли поверить своим глазам,
то едва ли это было дано адмиралу.
Затем осознание происходящего командующим не могло вызвать моментальных распоряжений, даже если бы он и не задумывался
о взаимоположении концевого корабля 1-го отряда и «Осляби»,
хотя бы потому, что адмирал, ранее командовавший Учебно-артиллерийским отрядом, отрабатывал с ним бои на параллельных
и встречных курсах, но ситуацию с поворотом противника в пределах досягаемости своих орудий не моделировал. Ему требовалось некоторое время на просчитывание возможных эволюций. Наконец, сами по себе распоряжения З. П. Рожественского не вызывали немедленных действий подчиненных ему командиров: следовало ждать, пока сигнальщики наберут и поднимут соответствующую комбинацию флагов, пока на всех броненосцах 1-го отряда этот сигнал разберут и дадут ответный,
что, впрочем, не гарантировало правильности исполнения команды.
Но, пожалуй, еще важнее то, что в очень непростой ситуации оказывались остальные корабли.
Напомним, что на «Ослябе» флагман отсутствовал. Полагаться на тактические таланты и самостоятельность В. И. Бэра по опыту перехода
на Дальний Восток, З. П. Рожественский едва ли мог. С высокой вероятностью 2-й и 3-й отряды могли последовать за движением командующего, но в силу сравнительной тихоходности растянуть,
а в случае маневрирования и сломать строй. Наконец, следовало ждать, пока броненосцы не разовьют полный ход. На все это пяти минут было недостаточно, и противник имел все шансы завершить свой поворот беспрепятственно.
Вероятнее всего, Зиновий Петрович так и думал. Надо полагать, учитывал он и более чем скромную подготовку артиллеристов Второй тихоокеанской эскадры, которая едва ли позволяла быстро пристреляться по противнику, двигаясь не параллельно его курсу, а под углом, тем более острым. Кроме того, странно было бы ожидать, что японцы не отреагируют на маневр русских кораблей, скажем, переменой курса.
И. М. Кокцинский определил, что наименьшая дистанция, на которую корабли 1-го броненосного отряда могли подойти к японцам, если бы обладали 18-узловым ходом, составляет 17,5 кб.
Однако такой скорости большинство из них не развивало и на ходовых испытаниях. Данные о результатах пробы механизмов броненосцев типа «Бородино» публиковались неоднократно. При всей обобщенности последних, легко усмотреть, что максимальный ход «Императора Александра III» составил 17,7 уз, флагманского «Князя Суворова» 17,5 уз. На самом же «Бородино», из-за неисправности машины, удалось получить не более 16,2 уз. Правда, считается, что за время похода механики корабля сумели отладить машину, но вот какую скорость он показывал после этого, остается неизвестным.
Важно учесть и то обстоятельство, что испытания проводились при особых условиях. Так, водоизмещение броненосцы имели заметно меньшее, нежели в день боя, уголь был отборным, состояние моря сравнительно лучшим. Например, шестичасовая проба «Императора Александра III» 11 октября 1903 года производилась при водоизмещении 13 542 т («по чертежу» полагалось 13 516 т). Машина, проектная мощность которой составляла 15 800 и. л. с., развивала до 16 265. При всем том броненосец в ходе четырех пробегов по мерной миле показал скорость от 17,0 до 17,7 уз, в среднем 17,34.
Испытания же «Орла» 28 августа 1904 года производились при водоизмещении 13 320 т («по чертежу» полагалось 13 530 т).
Его машина, аналогичная стоявшей на «Императоре Александре III»,
в отличие от нее, показала мощность всего 14 176,5 и. л. с.
Скорость определялась по пеленгам, и в акте указывалось лишь среднее значение — 17,5 уз. В последовавших разъяснениях, за подписью вице-адмирала Р. Р. Дикера (замещавшего начальника Балтийского завода) говорилось, что «для избежания и так значительного пропаривания,
что могло совершенно прекратить пробу, пришлось ограничиться
103 оборотами, причем, полная сила не могла быть получена».
Обо всех этих тонкостях мог не знать младший помощник судостроителя
В. П. Костенко, показавший Следственной комиссии:
«На пробе броненосец “Орел” дал 17,8 узла при 109 оборотах, но тогда
его водоизмещение равнялось 13 300 тоннам. За весь поход ”Орел”
ни разу не ходил скорее 11–11 1/2 узлов, также и другие броненосцы эскадры. Поэтому не было возможности убедиться из практики, действительно ли уменьшилась скорость хода и насколько…
при 78 оборотах в походе “Орел” давал 11–11 1/2 узлов,
имея водоизмещение не менее 15 500 тонн».
Он также указывает, что основываясь на этих данных, судовые
механики «Орла» полагали, будто броненосец может идти 16–16,5 уз.
при 108 оборотах, однако сам же подчеркивает:
«Но так как пробы и испытаний на полный ход не производилось,
то нельзя утвердительно сказать, насколько это верно».
Судя по разъяснениям Р. Р. Дикера, верными такие утверждения быть
не могли. К тому же, известно, что согласно показаниям прапорщика
по механической части В. Антипина, вечером 14 мая у «Орла»:
«Ход был почти полный и пар держать было не так легко…».
Старший же судовой механик того же броненосца полковник
И. И. Парфенов доносил:
«Во время боя имели от 75 до 98 оборотов. В среднем 85 оборотов». Однако считается, что бой происходил на скоростях от 9 до 11 уз.
Даже если принять, по словам В. П. Костенко, что каждые шесть оборотов гребного вала прибавляли «бородинцам» по 1 уз (а это не может быть верным для любых условий, так как не учитывает влияния волны
и обрастания днища), то исходя из предположения о соответствии,
в данном случае, 75 оборотов 9 узлам, получаем максимум 14,5 уз
при гипотетических 108 оборотах, 13,7 при реально достижимых
103 и 12,8 уз при 98. Последнее значение вполне согласуется
с утверждениями З. П. Рожественского о том, что «14-го мая новые броненосцы эскадры могли бы развивать до 13 1/2 узлов хода,
а прочие от 11 1/2 до 12 1/2 … В бою головные броненосцы имели
от 9 до 10 узлов хода…»
Конечно же, имел он ввиду начало боя, до того момента, когда ранения помешали ему ясно оценивать обстановку. Адмирал в своих показаниях Следственной комиссии обосновывал необходимость движения
с подобными скоростями так:
«Принимая во внимание, что во втором отряде броненосцев — “Наварин” не мог развивать более 12-ти, а третий отряд имел предельную скорость
в 11 1/2 узлов, головные броненосцы, в сомкнутом строю, не имели права держать более 10 узлов».
Разумеется, говорилось это уже после войны, но, похоже, что именно
так он думал и 14 мая 1905 года. Учитывая приводимые выше цифры соответствия числа оборотов скоростям, у него имелись основания
не задумываться о «бросках» в сторону противника. Ведь при максимально возможной скорости того же «Орла» (достаточно быстроходного), а судя по всему, и остальных «бородинцев», около 14,5 уз за те пять минут, которые требовались отряду Того чтобы повернуть
на курс NO 67° (сам З. П. Рожественский, отвечая на критику Феррана, писал, что поворот занимал у каждого японского корабля 51 с, то есть пять кораблей отряда могли бы завершить поворот вслед за флагманом через 4 мин 15 с), четыре русских броненосца успели бы пройти около 10,3 кб.
Даже если представить себе, что перегруженные броненосцы способны набирать скорость в темпе болидов «формулы один», а их «бросок» начинается сразу по окончании поворота «Микасой», дистанция
до которого в тот момент не превышает 38 кб, то в завершающей фазе маневра между «Суворовым» и ближайшим японским кораблем все еще остается около 20 кб, причем, «Микаса» уже должен был уйти вперед,
а русского флагмана обстреливал бы весь вражеский отряд.
Принимая же во внимание все те обстоятельства, которые затягивали
как процесс принятия решения, передачи приказания, его исполнения,
а также неизбежность постепенного увеличения скорости броненосцев, на что еще в 1991 году обращал внимание В. Л. Кофман, они и при гипотетических 16,5 уз прошли бы не большее расстояние.
Так стоила ли игра свеч?
© Р. В. Кондратенко
Перед Вами фрагмент сборника "Гангут" №70/2012
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!