Найти в Дзене
#мспживи

Who are you mister бонус?

В налоговом законодательстве прямого указания на понятие «бонус» нет. В практике делового оборота бонусом считается премия, надбавка, дополнительное вознаграждение, поощрение, и предоставляется при достижении определенных результатов. Среди возможных результатов, на основе которых предоставляется бонус, может быть привлечение определенного числа клиентов, достижение определенного объема продаж.

Бонус может выплачиваться в виде премии: денежными средствами или товаром, а также предоставляться в виде дополнительной скидки от цены товара. Тогда бонус предоставляется продавцом на последующие партии закупаемого товара, в соответствии с условиями договора о купле-продаже товара.

Главная задача бонуса – поощрение и мотивация клиента к постоянным покупкам.

При установлении бонусов считаю необходимым руководствоваться такими принципами:

А. Определиться с целями введения бонусов: сохранить клиентов, обеспечить их лояльность товару (услуге), привлечь новых клиентов, создать спрос на новый товар.

Б. Применение бонуса должно непременно привести или иметь посыл в сторону увеличения и клиентской базы, и налогооблагаемой базы вашей компании. Иначе в введении бонусной программы лояльности для клиентов нет никакого смысла. Именно поэтому программа описывается в маркетинговой политике, делаются прогнозы увеличения выручки и прибыли и именно это обстоятельство позволит минимизировать риски доначисления налогов при проведении выездной проверки. В этой связи уместно акцентировать внимание на том, что бонусы обычно начисляются не на все позиции, а только на высоко маржинальные, иначе выручка может пойти вверх благодаря этому инструменту, а прибыль сильно просядет.

В. Наблюдения в сегменте В2С показывают, что более дорогие бонусы предоставляются на более дорогой товар с медленной скоростью реализации, и товарные позиции, на которые предоставляются бонусы, периодически меняются.

Один из распространенных вариантов - программа лояльности , реализованная в виде бонусной карты (хотя есть еще подарки за покупку, накопительные скидки, опционы и ретро-бонусы).

Однако мы будем рассматривать бонусную карту (счет), на которую будут начисляться бонусы. При совершении покупок клиент будет получать скидку на накопленные баллы, либо полностью оплачивать товар.

Исходя из выше сказанного, мы будем считать, что бонус является поощрением за выполненные договорные обязательства в виде дополнительной поставки товара, не требующей оплаты.

О том, как учитываются бонусы в бухгалтерском учете, говорят на других страницах, а также на курсах и семинарах, а мы поговорим о том, что происходит с налогами.

В налоговом учете денежные премии учитываются в составе внереализационных расходов. Очень важно, чтобы порядок расчета бонусов был отражен в договоре или дополнительном соглашении к нему, а начисление бонусов должно быть реализовано в виде акта, который подписывается обеими сторонами. В расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу вашей компании, премия (бонус) будет включен на дату составления акта.

Бонус, который вы выплачиваете, считается безвозмездной передачей, поэтому вы начислите НДС по рыночной стоимости товара. Возможно, в связи с этим вы пересмотрите свое отношение к бонусной программе лояльности в сторону выплаты ретро-бонусов или к иной системе мотивации клиентов к покупкам.

А что с документами? – спросите вы.

Для оформления отгрузки за счет бонусов у продавца в виде товара используются следующие первичные документы:

  1. Договор поставки с указанием условий бонусного вознаграждения (указание на такую программу лояльности может быть в дополнительном соглашении к договору);
  2. ТОРГ-12 – накладная на товар, переходящий на безвозмездной основе покупателю. В ней указано только количество отгруженного товара, в колонке «цена» ставим «0», так как у заказчика нет основания для оплаты за приобретенную продукцию;
  3. Счет-фактура выписывается в одном экземпляре. В нем указывается цена, равная рыночной стоимости товара и начисленный на эту цену НДС. Получив счет-фактуру, покупатель не регистрирует ее в книге покупок и не претендует на вычет НДС ввиду того, что продавец не обязывает покупателя оплачивать предоставленное вознаграждение.
  4. Акт (протокол, отчет, расчет) свидетельствующий о выполнении предусмотренных договором условий предоставления бонуса и удостоверяющий его величину.

Какой срок правильно или удобнее устанавливать для использования бонусов: календарный год или 365 дней с момента начисления, иной срок?

Исходите из того, какие возможности предоставляет вам для этих целей программный продукт, в котором вы ведете учет. Практика делового оборота показывает, что это может быть и календарный год, и 365 дней с момента первой (или последней) покупки товара. Срок использования бонусов пропишите в маркетинговой политике и в договоре с клиентом (в дополнительном соглашении к нему).

Интерес представляет тот факт, что некоторые покупатели могут расценить факт аннулирования бонусов как ущемление их прав. Такая ситуация была описана в споре с Аэрофлотом. Суть в том, что истцы сочли, что начисленные бонусные мили (речь о конфликте с АО Аэрофлот с его бонусными милями) отражают размер обязательств компании перед ними, и баллы не могут быть аннулированы иначе как по решению суда.

Это обстоятельство несмотря на то, что не имеет отношения к налоговым рискам, должно быть учтено при разработке маркетинговой политики.