230 лет со дня рождения. Казалось, будто самые великодушные, самые добрые феи стояли у колыбели стояли у колыбели Николая Корсакова и щедро одарили его красотой, умом, разносторонними талантами. Живой, весёлый, добрый и общительный нрав его снискал ему любовь товарищей. Он рано проявил все свои способности: пел, сочинял музыку, музицировал, писал в стихах и прозе. И всё делал легко красиво, зажигательно, талантливо. Он получил признание друзей- соучеников и казался одним из тех, кем по праву мог бы гордиться Лицей в будущем. Получив прекрасный аттестат, Николай Корсаков вступил на дипломатическое поприще вместе с Горчаковым и Ломоносовым. Но ещё боле широкое поприще – литературно-музыкальное – открылось перед ним.
Николай Корсаков был сыном отставного гвардии прапорщика Александра Степановича Корсакова. Род Корсаковых восходил к чеху Жигмонду Корсаку. Жигмунд (Сигизмунд) Корсак пришёл в Литву (Полтшу) при Витовте, а его сын Венцеслав (Вячеслав) прибыл из Польши в Россию в 1380 году. От Вячеслава Корсака и пошёл в России род Корсаковых. В 1677 году потомки Корсака показали, что происходят из пределов Римской империи, и получили добавление к фамилии – Римские. Другая же ветвь рода продолжала носить прежнюю фамилию. Мать Корсакова была урождённая Рязанова. На Николая Корсакова огромное влияние оказывал старший брат Пётр Александр - высокообразованный человек, известный в своё время писатель, переводчик и издатель. Он первый познакомил русское общество с голландской литературой и поэзией.
А. С. Пушкин обратился в 1836 году к П.А. Корсакову, являвшемуся цензором, с двумя письмами по поводу своего романа «Капитанская дочка», который послал ему на просмотр. Пушкин писал: «Некогда, при первых моих шагах на поприще литературы, вы подали мне дружескую руку. Ныне осмеливаюсь прибегнуть снова к вашему снисходительному покровительству. Вы один у нас умели сочетать щекотливую должность цензора с чувством литератора (лучших, не нынешних времён). Знаю, как Вы обременены занятиями: мне совестно Вас утруждать; но к Вам одному можем мы прибегать с полной доверенностию и с искренним уважением к Вашему окончательному решению». Говоря о своих первых шагах на поприще литературы, Пушкин имел в виду несколько своих стихотворений, напечатанных в 1817 году в издававшемся П.А. Корсаковым журнале «Северный зритель».
Николай Корсаков поступил в Лицей одиннадцати лет. Он занимал лицейскую «келью» под номером 43, с окном, выходящим на северную сторону. Рядом с ним жил Александр Бакунин, а комнату напротив занимал Иван Малиновский.
Обладая превосходными способностями, Корсаков легко и хорошо учился. Его живое воображение, острый, проницательный ум и особенно «счастливая память» давали ему возможность без особого труда успевать по всем предметам.
Его живое воображение, острый проницательный ум и особенно «счастливая память» давали ему возможность без особого труда успевать по всем предметам. Литературные занятия старшего брата безусловно повлияли на впечатлительного, одарённого по природе мальчика. А.П. Куницын сетовал на то что Корсаков мог показать наилучшие успехи, если бы был более прилежен. Но пылкий, резвый разносторонне одарённый мальчик много времени отдавал музыке, литературе.
Из всех соучеников Пушкина, пожалуй, наиболее близко стоял к нему и по своему темпераменту и по значительной природной одарённости. Корсакова и Пушкина связывала любовь к поэзии и живости характеров.
В Лицее Корсаков первым стал выпускать рукописный журнал Это был «Вестник N1». В 1812 году вышли два журнала – «Для удовольствия и пользы», в котором участвовали Вольховский, Кюхельбекер, Илличевский, Маслов, Яковлев, Есаков, и «Неопытное перо», издателями которого являлись Пушкин, Дельвиг и Корсаков. В этом журнале было помещено стихотворение Пушкина «Роза». В журнале «Лицейский мудрец» Корсаков писал статьи от редакции. Дельвиг был цензором, а Данзас - «типографией».
В лицейских журналах проза и сьихи появлялись без подписей авторов. Но некоторые стихотворения Корсакова известны, например «Наташа». Особенно интересно стихотворение Корсакова «Нет! Нет!». Это как бы его юношеское кредо:
Ты хочешь, чтобы я вновь пустился,
Любезный друг, в сей шумный свет,
Кричал, гремел и суетился,-
Нет! Нет!
Ты хочешь, чтобы, полн отваги,
Наёмный будучи Поэт,
Я разум ставил в контр бумаги, -
Нет! Нет!
Чтоб для асессорского чину,
Готов был всякому сонет,
Чтоб льстил вельможе-господину,-
Нет! Нет!
Чтоб франтом в общество пустился,
Имел тьму слуг т тьму карет,
Был bel-esprit* шутил, резвился,-
Нет! Нет!
Ты хочешь, чтобы в глупом споре
Решал все ссоры (игры) пистолет,-
Чтоб был я с разумом в раздоре, -
Нет! Нет!
*Человек с претензиями на остроумие (фран.)
Но в Лицее Корсаков прославился не как поэт, а как певец, виртуоз игры на гитаре и композитор. В «Пирующих студентах», стихотворении 1814 года, Пушкин обращается к нему:
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стеснённу грудь
Томленье звуков льётся!..
Николай Корсаков переложил на музыку стихи Пушкина «К Делии». Этот романс распевался воспитанниками в два голоса под аккомпанемент гитары. Он также положил на музыку другое стихотворение Пушкина – «К Маше», посвящённое сестре Антона Дельвига. «Стихи сами по себе очень милы, - вспоминал – И. Пущин, - но для нас имеют свой особый интерес, Корсаков положил их на музыку, и эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где Лицей имел право гражданства». Кроме этого, Корсаковым в 1815 году была написана музыка на произведение А. Пушкина «К живописцу».
Этот романс, начинающийся словами «Дитя харит и воображенья…», пользовался большим успехом в самом Лицее и вне его. Он был поднесён воспитанниками Лицея Е.П. Бакуниной осенью 1815 года, вероятно в день её именин, и хранился у её наследников. Получив от них в 1913 году нотный автограф романса, удостоверявший авторство Корсакова, пушкинист Н.О. Лернер передал его в Пушкинский музей Александровского лицея. В 1917 году рукопись потупила в Пушкинский Дом. Впервые романс был опубликован в 1936 году в сборнике «Пушкин в романсах и песнях его современников».
Получив аттестат об окончании Лицея, похвальный лист N3 «с правом на серебряную медаль» и чин титулярного советника ( у военных равен чину между капитаном и майором), Корсаков был определён в коллегию министерства иностранных дел.
В связи с тем, что Корсаков не виделся с родителями шесть лет, он получил отпуск домой. Работая в министерстве иностранных дел, Корсаков выдержал трудный экзамен в канцелярию министерства, откуда чиновники распределялись в миссии за границу. Сведений о Корсакове за период 1817-1819 годов, к сожалению, сохранилось мало. Известно, что он принимал участие в сходке 19 октября 1817 года, а также в сходке 19 октября 1918 года на квартире у Пущина. Живя в Петербурге и бывая в Москве, Корсаков сблизился с рядом известных композиторов и музыкантов. Особенно он сдружился с известным впоследствии, композитором А.Н. Верстовским. Это была тёплая, крепкая, хотя и кратковременная, дружба.
Осенью 1819 года Корсакова послали в Рим служить при русской миссии. Перед отъездом Корсаков навестил директора Лицея Е.А. Энгельгардта. Прощаясь с ним, он оставил в альбоме запись; «Еду в Рим, почтенный и любезный Егор Антонович, - бог знает, вернусь ли, - бог знает, увижу ли опять места, где провёл много счастливых и приятных дней под Вашим начальством. Теперь могу сказать, не боясь, чтобы слова мои приписаны были каким-либо личным видами, что истинныя отеческие попечения Ваши и милости ко мне будут записаны по гроб в душевной книге моей, и что до последней минуты будут помнить Вас Вам сердцем преданный Н. Корсаков. 20 ноября 1819 г.» Корсаков словно чувствовал, что никогда не вернётся на родину. По-видимому, в нём уже тлела болезнь, которая быстро развилась на чужбине.
26 сентября 1820 года Корсаков умер во Флоренции от чахотки, двадцати лет от роду. Писатель В.П. Гаевский, лицеист выпуска 1845 года, со слов Е.А. Энгельгардта, слышавшего об этом от очевидца, описал последние минуты жизни Николая Корсакова: «За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертил её крупными буквами и велел скопировать её на камень, вот эта надпись:
«Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах! Грустно умирать далеко от друзей»».
Смерть юного Корсакова, погибшего на чужбине, потрясла бывших воспитанников Лицея. Пушкин трагически воспринял известие о смерти друга. Памяти Николая Корсакова поэт посвятил стихотворение «Гроб юноши», полное безысходного чувства утраты: «Сокрылся он, любви, забав питомец нежный…»
Н.А. Корсаков был одним из самых даровитых, блестящих молодых людей первого выпуска и, как отметил в своём дневнике М. Корф, не только прекрасный музыкант, но приятный и острый собеседник, «напитанный учением, которое давалось ему очень легко, с даром слова и пера»
Прошли годы, но смерть юного талантливого Николая Корсакова всегда больно отзывалась в сердцах его лицейских друзей. Особенно горькой была эта утрата для А.С. Пушкина, ценившего Корсакова как одарённого человека и прекрасного товарища. В стихотворении, посвящённом празднованию лицейской годовщины 19 октября 1825 года, поэт вспоминает его:
Он не пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной;
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на я зыке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Под густым кипарисом близ церковной ограды во Флоренции. Этот печальный подарок меня очень обрадовал».
В 1978 году обходя старинное кладбище в Ливорно, где похоронен соученик А.С. Пушкина дипломат С.Г. Ломоносов, один советский корреспондент неожиданно обнаружил чудом сохранившийся памятник Н.А. Корсакову с приведённой выше эпитафией (лишь с той разницей, что после слова «Прохожий» поставлен восклицательный знак, а вместо слова «умирать» - «умереть»). Оказалось, что Корсаков похоронен не во Флоренции; где его могилу по просьбе авторов (М.П. и С.Д. Руденских) безуспешно пыталась разыскать праправнучка А.С. Пушкина А.Г. Воронцова- Вельяминова (Тури), проживающая там.
Подготовила Л.И. Агапова
Для доклада использована книга М.П. и С.Д. Руденских: «С лицейского порога». Лениздат 1947, страницы: 162 – 167.
Пушкинский клуб при Пушкинской библиотеке-музее, 2023