Как управлять инновационным развитием компании? Не в каждой компании о таком задумываются, а это один из серьезных факторов успеха. Как поставить компанию на цифровые рельсы, контролировать процесс и связать инновации с корпоративной культурой – разбираемся.
Что мы знаем об инновациях? Это новые решения и процессы, призванные повысить эффективность и жизнестойкость компании, вытесняя старые, не отвечающие сегодняшним требованиям.
Какие инновации нужны? Любые? Чем больше, тем лучше? Какие инструменты и процессы считать устаревшими? Как управлять процессом внедрения инноваций? Если задуматься, то вопросов много и ответы неочевидные.
Что может быть инновацией
Самый простой вопрос, что считать инновацией, часто вызывает затруднения. Инновацией может быть продукт или процесс. Инновационный продукт – это сырье, выпускаемая продукция, техника или программа для производства и различных процессов в компании. Чтобы называться инновацией надо, чтобы он представлял собой что-то новое, был реализуемым и применимым на производстве.
Инновационным процессом может быть как процесс производства, так и управленческий процесс. Инновация может быть технической, но может быть и социальной, например, управленческой или образовательной.
Инновационные процессы в компании не должны упасть как снег на голову, их нужно планировать на уровне корпоративной культуры и проектной деятельности компании.
Кто проводит преобразования?
Кто в компании должен отвечать за цифровые преобразования и внедрение инноваций? Многие компании доверяют эту роль руководителям ИТ-подразделений.
Основные направления инновации и цифровой трансформации в компании – это создание платформ для обмена информацией, консолидация данных, организация и интеграция хранилищ.
В зависимости от основного направления инновационной деятельности, нужен подходящий лидер, а если направлений несколько – несколько лидеров для каждого. Если главное направление – единый канал для обращений клиентов, роль лидера может взять на себя руководитель отдела маркетинга или отдела по работе с клиентами, если основную цифровую ценность будет составлять контент – возглавить трансформацию могут владельцы продуктов и группы, занимающиеся инновационными продуктами.
Так может быть создан совет по инновациям из нескольких топ-менеджеров. Какой бы ни получилась эта структура, ее участники должны найти ответы на следующие важные вопросы:
- Угрожает ли цифровизация вашей текущей бизнес-модели, делает ли ее слабее, уязвимее?
- Какая бизнес-модель была бы оптимальной в будущем?
- В чем конкурентное преимущество вашей компании?
- Как вы будете использовать инновации для привлечения потребителей и собственного обучения?
- Понятно ли вам, что нужно менять в своем ближайшем будущем и готовы ли вы к неотложным организационным изменениям?
- Определилась ли компания с лидерами, которые будут обеспечивать трансформацию на всех уровнях?
Принципы поддержки инноваций
Эксперты рекомендуют придерживаться следующих управленческих принципов при внедрении инноваций:
- Культура инноваций, поддерживаемая руководством.
- Использование «гибких» подходов.
- Использование метрик для изменения инновационных процессов и внедрений.
- Обучение сотрудников в качестве основы создания и внедрения инноваций.
- Создание системы управленческих процессов.
- Внедрение технологий и цифровых решений в повседневную корпоративную жизнь.
Поддержка со стороны руководителей
Чаще всего в компании создается комитет по инновациям, к который входит высшее руководство компании. Члены комитета разрабатывают инновационную стратегию.
Внедрение инноваций – это готовность экспериментировать и встречаться с неудачами. Это должно входить в культуру инноваций компании и поддерживаться высшим руководством.
Один из признаков того, что компания готова внедрять инновации, – спокойное отношение к ошибкам и провалам. В этом, помимо всего прочего, культура инноваций.
К инновациям компанию нужно готовить. Важным шагом будет введение принципа fail fast и fail cheap: быстрый и дешевый провал помогает избегать фатальных провалов – долгих и дорогих.
Бережливый запуск
Под влиянием идей бережливого производства, дизайн-мышления, прототипирования, тестирования идей на потенциальных потребителях и гибкой программной разработки в компаниях начали внедрять также методологию «бережливого запуска».
Изначально это был подход бережливого стартапа, который использовался при разработке ПО, где довольно просто разработать минимально жизнеспособный продукт, провести тестирование его с клиентами и только после этого, получив обратную связь, принять решение о состоятельности стратегии – продолжить ее использовать или изменить.
Сейчас с развитием технологий, стратегия широко применяется и к другим типам продуктов и решений.
Для использования agile-подхода необходимо создать кросс-функциональные команды и адаптировать процессы принятия решений к этой методологии, требующей быстрого отслеживания уровня прогресса по задачам.
Оценка инноваций
Говорят, мы являемся тем, что мы измеряем. Тем не менее, для множества компаний, включая самые инновационные и прогрессивные, измерение результатов – самое тяжелое и непонятное. Как измерить инновационность компании, как оценить успех той или иной инновационной инициативы? Проблема часто кроется в большом разрыве между стартом инновационного проекта и моментом, когда можно увидеть результат.
Если инновации долгосрочные, необходимо выстроить четкий процесс и архитектуру, это бывает важнее, чем выстраивать сложный процесс оценок и измерений. Однако это не значит, что нужно отказаться от метрик. Успешные компании проводят измерения в отдельных точках процесса, например, проводят измерение эксперимента.
Измерение инноваций проще и эффективнее в случаях с постепенными инновациями, особенно с использованием цифровых каналов и с применением современных технологий.
Компании, работающие с клиентами, организуют сбор отзывов в реальном времени по онлайн-каналам, проверяя таким образом успешность инновационного внедрения. Используют для этого А/В тестирование, внедрение MVP (минимальный жизнеспособный продукт), используя NPS (индекс потребительской лояльности). Эти подходы используют чаще всего.
Кроме этого компании проводят бенчмаркинг, сравнивая свои пакеты патентов и лицензий с пакетами конкурентов.
Трудности возникают при оценке инноваций финансовыми службами, которые привыкли оценивать соотношение затрат и продаж или затраты на содержание инновационных структур – лабораторий и экспериментальных проектов. В финансовом отделе также могут игнорировать стоимость нематериальных активов. Все это важно учитывать при разработке системы измерения инновационной деятельности.
Обучение сотрудников
Человеческий фактор называют ключом к успешным инновациям: когда сотрудники понимают, как устроены те или иные системы, как используются цифровые технологии, они креативнее.
Лидирующие компании обеспечивают для сотрудников постоянную удобную среду обучения, что позволяет развивать в компании цифровые ноу-хау и эффективно использовать возможности цифровизации.
Если компания решила, что инновации – ее неотъемлемая часть, ей просто необходимо заниматься обучением сотрудников.
Внедрение новых технологий в повседневную корпоративную жизнь компании
Чтобы инновации сопровождали сотрудников каждый день, необходимо адаптировать под новые требования организационную структуру, операционные процессы и системы для их поддержки.
Предварительно нужно учесть все области, с учетом правовых вопросов и систем безопасности, которые могут быть затронуты при внедрении инновационных решений. Тогда каждая инновационная инициатива будет быстрой и отлаженной.
Основные направления цифровой трансформации
Цифровая трансформация может включать в себя направления, нацеленные на оптимизацию продаж, многоканальный клиентский опыт, модульность в производстве, создание новой ценности для клиентов. Основные и самые популярные направления:
Клиентоцентричность. Сегодня высока необходимость знания своего потребителя. Только так можно быть эффективным в ближайшем будущем и реагировать на изменения в окружающей бизнес-среде. Знание клиента позволяет быстро адаптироваться к изменениям в культуре потребления и обмена информацией.
В сегодняшнем понимании продукт представляет собой не изделие или услугу, а весь процесс взаимодействия с клиентом. Полученная экспертиза, называемая «клиентским опытом», представляет собой совокупность впечатлений клиента в ходе взаимодействия не только с изделием, но и с компанией, сервисами компании, услугами. Большинство успешных компаний настроили себе клиентоцентричную трансформацию и изучают, проводят анализ клиентского опыта, учатся управлять им для своего развития, роста и создания новых продуктов.
Партнерство / коллаборация. Важной составляющей концепции экосистемы являются открытость и интеграция. Это дает компании возможность развивать свои продукты путем коллаборации и партнерских интеграций.
Big Data. «Большие данные» – уже не просто тренд. Это рабочий инструмент, необходимый для работы любой современной компании. Используя данные, моделируется клиентское поведение, проводится прогнозирование спроса, определяются предпочтения и проводится адаптация продуктов.
При формировании стратегии цифровой трансформации важно учитывать основные этапы эволюции полученных данных:
- Сбор и анализ.
- Сортировка и сегментация.
- Обогащение из внутренних и внешних источников.
- Использование для адаптации продуктов компании.
Все этапы довольно трудоемкие, но важные.
Поиск и внедрение инноваций. В компаниях меняется модель создания новых решений: раньше использовалась модель предварительного проектирования, сейчас – постоянного экспериментирования. Раньше продуктом инновации был результат длительного предварительного маркетингового исследования, последующего инжиниринга, потом маркетингового формулирования, а сейчас бизнесу необходимо непрерывно тестировать и пробовать свои решения. Для этого организуются центры инноваций, работающие на гибких методологиях, задача которых – постоянная работа по поиску и тестированию новых возможностей развития бизнеса, продуктов и решений.
Ценностное предложение. Цифровые технологии позволяют трансформировать ценность продукта для клиента. Это касается способа приобретения, поддержки, интеграции с другими продуктами и сервисами. Сегодняшний клиент покупает непрерывное улучшение.
Цифровая трансформация и инновационное развитие компании не ограничиваются покупкой нового оборудования или установкой программного обеспечения. Это фундаментальные изменения и в управлении, и в корпоративной культуре, и во внешних коммуникациях.