Найти в Дзене
Максим Ильяхов

Не все мнения одинаково полезны. Разбираемся, что такое оценочные суждения в тексте.

Оглавление

Вы же видели в рекламных сообщениях всякие конструкции вроде «быстрый заработок», «вкусные и полезные завтраки»? Так вот, забудьте и постарайтесь их избегать, если пишете сами. Чем больше конкретики, тем лучше.

Оценка

Это самая болезненная и сложная тема, поэтому сделайте серьезное лицо. Я начну издалека.

Когда я начинал писать, я верил в волшебную силу текста. Напишешь «вкусные и полезные завтраки», и все такие «ООО ДА МАКСИМ КАКИЕ ЖЕ ОНИ ВКУСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ КАК ВЕРНО ПОДМЕЧЕНО ЗАВЕРНИ ДВА ПАКЕТА».

Я еще не знал, что горько ошибался, поэтому развивал искусство оценивания:

вкусные и полезные

изысканные и здоровые

деликатесы, благотворно влияющие на здоровье

благопотребная пища богов

Мне казалось, что так и нужно, потому что все кругом писали так же. Типичный «продающий текст» в моем понимании был таким:

  • Попробуйте наши новые традиционные завтраки «Био»! Завтраки «Био» — это изысканное свежее сочетание таких органических культур, как греча-ядрица, и самого полезного натурального молока из лучших фермерских хозяйств Подмосковья. «Био» наполнит вас живительной силой и неуемной энергией на целый день, придаст бодрости и сил, а тонкий изысканный вкус и неповторимый свежий аромат сделают ваше утро вдвойне добрым! Наслаждайтесь жизнью с каждой ложкой быстрых, вкусных и очень полезных завтраков «Био»!

Если вы только что узрели идеальный продающий текст, вам не понравится то, что я расскажу.

Если же вас подташнивает от этих дешевых ужимок, и особенно — от того, как автор пытается навязать вам ощущения, следуйте за мной.

Собственное мнение

Самое прочное убеждение — то, к которому человек пришел сам. Следующие по прочности — убеждения, взятые у друзей, родных и других авторитетных людей. Далее идут аналитические программы Киселева и машина пропаганды. Потом учителя. Потом пятьсот метров пустоты. И только потом стоит реклама.

Мы не доверяем рекламе, потому что она по определению создана не в наших интересах. Смысл рекламы в том, чтобы хвалить товар, даже если он паршивый. Зная это, мы включаем навстречу рекламе булшит-фильтр:

Добавьте описание
Добавьте описание
  • Попробуйте наши новые традиционные завтраки «Био»! Завтраки «Био» — это изысканное свежее сочетание таких органических культур, как греча-ядрица, и самого полезного натурального молока из лучших фермерских хозяйств Подмосковья. «Био» наполнит вас живительной силой и неуемной энергией на целый день, придаст бодрости и сил, а тонкий изысканный вкус и неповторимый свежий аромат сделают ваше утро вдвойне добрым! Наслаждайтесь жизнью с каждой ложкой быстрых, вкусных и очень полезных завтраков «Био»!

Взрослые здравомыслящие люди фильтруют рекламу на раз и так же легко выцепляют из нее полезную информацию. И формируют мнение из чего угодно, но только не из оценочной болтовни. Причем то, что люди делают, имеет гораздо больший вес, чем то, что они говорят. Если я пришел в гости и вижу у хозяев завтрак «Био», это влияет куда сильнее, чем если они начнут его нахваливать.

Оценочные фразы — признак дешевой неумелой рекламы. Будем с ними бороться.

Что такое оценка

В моем понимании, оценка — это прилагательное, наречие или существительное, которое обозначает субъективную характеристику. Особенно положительную:

быстрый заработок
высокий процент
полезное лакомство (буэ...)
качественный контент
эффективная система
инновационная разработка
актуальная тема
неоценимый вклад
взыскательный вкус (комбо!)

Бывает и отрицательная:

серьезные хищения
невосполнимый вред
злейший враг
коварный вредитель
редкостный негодяй

зверства солдат

Не всякое прилагательное будет оценочным. Иногда прилагательными описывают объективные явления:

красный автомобиль
стальная шпала
бешеная собака (больная бешенством)
каменный уголь
гибкий кабель

Но в другой ситуации они станут оценочными:

красная цена
стальные нервы
бешеные скидки
каменное лицо
гибкая система скидок

На всякий случай относитесь подозрительно к любому прилагательному. Мало ли.

Как исправлять

Вы уже знакомы с методом: вместо шлака ставим факты и правду. Смотрим примеры:

Нет

  • быстрый заработок
  • высокий процент
  • полезное лакомство
  • качественный контент
  • эффективная система
  • инновационная разработка

Да

  • 10 000 рублей за 40 часов работы
  • 22,3% годовых в рублях
  • шоколадные хлопья с фруктовой начинкой, витаминами и кальцием
  • статьи об управлении деньгами, проектами и собой, авторы — преподаватели курса MBA
  • система повышает конверсию на 20%
  • не придумал, потому что не знаю, что такое «инновационный». Если знаете — напишите

И теперь бы самое время поговорить о фактах, но это большая тема, о ней в следующий раз.

Пока практикуйтесь. Удачи!

Ваш Главред.

Добавьте описание
Добавьте описание