Найти тему

Новый формат работы

Я довольно много был связан с процессами HR. И вот какие проблемы в сфере HR сейчас наиболее популярны (актуально в основном для среднего и крупного бизнеса, в малом всё проще):

  1. Мотивация. У сотрудников часто очень слабая мотивация достигать результат. Большое количество сотрудников приходит на работу, чтобы просто обеспечить себя или свою семью деньгами. Если бы им кто-то давал деньги без работы, они тут же уволились.
  2. Отсутствие заинтересованности в результате у сотрудников. В результате заинтересованы только учредители компании и её директоры, которые получают бонусы в зависимости от финансовых результатов.
  3. Отсутствие заинтересованности в НЕфинансовых результатов у учредителей компании. Согласно законодательству, цель создания компании - это извлечение прибыли. Чем больше прибыль, тем лучше. Есть определённая заинтересованность в НЕфинансовых результатах компании (по крайней мере об этом объявляется публично) в некоммерческих организациях.
  4. Низкая производительность труда. Естественно, так как средний сотрудник получает зарплату просто за то, что он отработал месяц. Более того, чем больше и лучше работает сотрудник, тем хуже для него, так как уровень вознаграждения (за редким исключением) не зависит от его стараний.
  5. Нежелание брать ответственность. Это особенность крупных организаций, где большинство решений принимается коллегиально. Опять же, зачем брать ответственность, если на зарплате это никак не отображается, плюс появляется риск быть уволенным, если вдруг что-то пойдёт не так.
  6. Для организации крайне не выгодно брать людей в штат. Это и высокие налоги, а также социальные гарантии типа отпусков (люди работают 11 месяцев в году).
  7. Далеко не всегда сотрудники компании работают 8 часов в день. Это случается из-за слабой организации процесса, а также из-за того банально у компании нет заданий для сотрудника. И здесь может быть 2 варианта: либо сотруднику дают просто какую-то "левую" задачу, чтобы человек не простаивал (ведь время уплачено, а он ничего не делает), либо человек простаивает. В любом случае человек, особенно квалифицированный понимает, что он начинает деградировать, а компания понимает (не всегда правда), что она начинает нести убытки. Компания не увольняет сотрудника, так как найти нового подобного сотрудника плюс ввести его в курс дела - это очень большие расходы, и пусть уж посидит месяц, другой, задачи скоро найдутся.

Принимая во внимание всё вышесказанное, получаем высокую себестоимость любого товара или услуги, так как все эти издержки будут заложены в цену продукции.

Я думаю, что в будущем будут выигрывать, причём с существенным отрывом, компании, которые используют следующую модель взаимодействия с сотрудниками\партнёрами (сделаю на примере ИТ-компании, так как эта отрасль мне наиболее близка):

  1. Отсутствие найма в штат. Допускается найм в штат учредителей компании, которые прямо заинтересованы в результате работы компании.
  2. Проектная работа. На каждый этап работы составляется проект (это как в строительстве - чтобы построить дом, надо сначала основательно поработать над проектом). Понятно, что здесь необходимо комбинировать подходы - когда можно быстро что-то проверить или изменить, то можно и не делать проект на бумаге (в голове проект всё равно нужен), когда необходимо сделать что-то значительное, то без проекта не обойтись.
  3. На проект составляется смета расходов (всё как при строительстве).
  4. На каждую работу находят исполнителей. Если у учредителя имеются навыки в том, что необходимо сделать, то он может нанять несколько физических лиц (они же ИП или самозанятые) для выполнения конкретной работы. Если навыков нет, то можно и к компании обратиться. Конечно, получится дороже, но рисков меньше. В договоре со всеми предусмотреть пункт об ответственности за результат и исправлению всех ошибок (багов).
  5. Естественно не использовать модный time&material, а оплата за результат. Можно разбить на этапы и платить за них.
  6. Так как платёж единичный (не периодичный), то исполнителю можно заплатить выше рынка, так как у компании не будет обязательств по оплате его времени после завершения проекта (дополнительных расходов). Поэтому, можно платить щедро. Так и проще будет находить исполнителей. Сейчас на рынке ситуация обратная - к внештатным специалистам обращаются в том случае, когда хотят что-то сделать значительно дешевле, чем это стоит. Отсюда и негативное отношение в внештатной работе. В нашем случае - это плюс, так как будет легко выделиться среди других компаний и найти адекватного специалиста.

Преимущества подхода:

  1. Отсутствие большого количество "лишних" платежей сотруднику. Платите только за конкретную работу. Под "лишними" платежами я имею в виду следующие: налоги, стоимость поиска сотрудника и собеседования с ним, стоимость офисного рабочего места и техники, стоимость все корпоративных бонусов, стоимость испытательного срока сотрудника и т.д.
  2. Нет проблем с выгоранием, низкой мотивации, а также низкой производительности труда у сотрудников. Они понимают, что они получают доход только от того, что они реально сделают. То есть, в этом случае высокая производительность сотрудника будет его преимуществом и будет поощряться. Человек с высокой производительностью труда быстрее получит доход, чем тот, который тормозит.

Недостатки:

  1. Сложно будет сразу найти хороших исполнителей. Сейчас квалифицированные специалисты избегают внештатной работы и надо будет потратить некоторое время, а также применить нестандартные подходы для поиска таких сотрудников. По мере выполнения заданий вы будете понимать с кем можно работать, а кто работает плохо.
  2. Из-за того, что сложно найти сотрудника, сроки реализации проекта в первое время будут сдвигаться (вполне возможно часть учредителей будут делать часть задач в первое время самостоятельно).

По причине отсутствия "лишних" затрат, а также заинтересованности в результате работ, а также в высокой производительности труда, проект будет выполняться быстрее чем в обычной средней или крупной компании.