"Цветок обреченный на смерть" так образно назвал У.Черчилль эскадру адмирала Шпее, и он оказался прав. Вспомним подробности боя у Фолклендов в 1914 году.
Первая мировая - один из самых кровопролитных военных конфликтов в истории человечества. Пять лет солдаты сражались и погибали в битвах миллионами. Флоты воюющих стран также активно участвовали в боях. В данной теме продолжаем систематизировать сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям, и конструктивному диалогу.
1914 год
Декабрь
8 - Броненосный крейсер "Шарнхорст" потоплен в бою у Фолклендских островов британскими линейными крейсерами "Инвинсибл" и "Инфлексибл" (погибло 860 человек, экипаж корабля погиб в полном составе)
Для справки: Являясь флагманским кораблем крейсерской эскадры адмирала Шпее крейсер "Шарнхорст" у Фолклендов встретился с британской эскадрой, с 13:20 шел головным, когда дистанция сократилась до 70 кб, завязался артиллерийский бой.
По воспоминаниям Корбетта: "... В 13.20 завязался главный бой. "Инвинсибл" стрелял по «Гнейзенау», "Инфлексибл" — по «Шарнгорсту». .... Во время поворота «Гнейзенау» уменьшил ход, пропуская вперед флагман, а затем, как только «Шарнгорст» занял свое место, открыл огонь. Расстояние было около 70 кабельтов, и неприятельские снаряды не долетали кабельтов на 5. Но оно быстро падало, так как Шпее повернул на 4 R внутрь. Когда дистанция уменьшилась до 65 кабельтов, он лег на параллельный с нами курс....".
По «Шарнхорсту» стреляли два английских линейных крейсера, по очереди, так как пришлось перераспределять цели из-за перестроения германских кораблей. После 13:20 по «Шархнорсту» стрелял «Инфлексибл», причем довольно успешно - его снаряды наносили большие повреждения немецкому крейсеру: сначала за борт упала третья дымовая труба, потом, в 15:10 - четвертая.
Как пишет К.П.Пузыревский: "... через многочисленные пробоины в обоих бортах вырывались высокие языки пламени бушевавшего внутри корабля пожара. Несмотря на огромные повреждения, «Шарнхорст» продолжал поддерживать по кораблям противника оживленный огонь главными и вспомогательными калибрами".
В результате ожесточенного боя скоро у "Шарнхоста" из четырех труб осталась только одна; корабль сильно парил, и ход его уменьшился. Вероятно, было попадание в рулевое устройство - корабль неожиданно рыскнул вправо, имея большой крен на левый борт и дифферент на нос. Немецкий крейсер получил большой дифферент на нос - уровень воды доходил до 150-мм казематов, а было видно, что корабль постепенно начал погружаться в воду. В 16:04 «Шарнхорст» дал последний залп из носовой башни, затем стал медленно крениться на левый борт.
Корабль несколько секунд лежал на левом борту с еще вращающимися винтами, затем перевернулся вверх дном и в 16:07, скрылся в воде. В своей книге К.П.Пузыревский пришет, что вместе с крейсером погибло 388 человек (50% ). (по другим данным - экипаж "Шарнхорста погиб в полном состава)
По данным Корбетта: "... В этот момент разбитый корабль с развевающимся флагом повалился на бок. Интересно, что рядом (относительно) находился «Гнейзенау», и вроде как, по наблюдениям очевидцев командир немецкого крейсера собирался остановиться у места гибели флагмана, но прошло несколько мгновений - "Гнейзенау" продолжил идти своим курсом... ... .Британцы также не стали терять время на спасение немцев с "Шарнхорста" - все внимание сосредоточилось на «Гнейзенау». В этом и заключается причина того, что так никого и не спасли.
В известной книге К.П.Пузыревский не указывает подробно какие повреждения были у «Шарнхорста» и какие снаряды противника и куда попали, он только отмечает, что повреждения были такие же как и у «Гнейзенау»: "....об этом говорит однотипность их конструкций, одинаковое вооружение кораблей противника и остановка боя....".
Как делает вывод Пузыревский: "...Уменьшение хода произошло, вероятно, от уничтожения дымовых труб, отчего уменьшилась тяга, а кроме того, вследствие повреждений паропровода и котлов. Сведений о борьбе личного состава за живучесть не осталось".
Делая вывод можно зафиксировать, что под огнем 305-мм артиллерии броненосный крейсер постройки первого десятилетия ХХ века находился в течение 1 часа 47 мин, за которые он мог получить не менее 13 попаданий; большая часть из которых, по-видимому, пришлась в носовую часть левого борта корабля.
8 - Броненосный крейсер "Гнейзенау" потоплен в бою у Фолклендских островов британскими линейными крейсерами "Инвинсибл" и "Инфлексибл" (погибло 598 человек; по данным К.П.Пузыревского - 701 человек, 80% экипажа)
Для справки: К моменту начала боя «Гнейзенау» шел в кильватер флагманскому крейсеру «Шарнхорст». Английский линейный крейсер «Инвинсибл» первым открыл огонь с дистанции 70 кбт в 13:20. На долю "Гнейзенау" выпала "сомнительная" честь стать первой "мишенью" для линейного крейсера.
По данным К.П.Пузыревского, в этот период боя «Гнейзенау» получил два попадания 305-мм снарядами, одно из которых – ниже ватерлинии. Первое попадание – в заднюю часть третьей дымовой трубы, осколками пробита 35-мм верхняя палуба. Это же попадание ослабило и бортовой залп, так как было выведено из строя одно 210-мм орудие в каземате. Второе попадание – разбило две шлюпки и разрушило надстройки по левому борту. Осколки изрешетили палубу, проникли в кают-компании, повредили дальномер кормовой боевой рубки.
Затем буквально за 10 минут с 14:25 до 14:35 в крейсер попало еще четыре снаряда. Так, 305-мм снаряд попал в верхнюю палубу между второй и третьей дымовыми трубами, прошел вниз, разбил камбуз и радиорубку, и добрался даже до погреба 150-мм артиллерии, где повредил вентиляционные шахты. Еще один снаряд, попавший в палубу над камбузом, несколько ближе к правому борту, взрывом деформировал 35-мм палубу, дверь из носового 210-мм каземата ПБ заклинило. В это же время снаряд попал в 150-мм броню каземата у второго 150-мм орудия ЛБ, плита, оставшись не пробитой, была отогнута. Четвертый снаряд этой "серии" через верхнюю палубу попал под полубак на ПБ, - у носового 210-мм каземата, в котором возник пожар, который быстро ликвидировали. От попадания снаряда в офицерской каюте, расположенной в кормовой батарее ПБ, также возник пожар.
В течение следующего часа с 15:00 в корабль следовали попадания одно за другим, практически каждые 5-10 минут. Один крупный снаряд попал в 150-мм броню по ЛБ, разрушил карцеры и кладовые для хранения имущества. Еще один снаряд (десятый по счету) попал в ЛБ ниже ватерлинии и прошел через угольную яму в третье КО, которое вышло из строя. В нем появилась вода; все попытки откачать ее остались безрезультатными – личный состав покинул КО. Затем последовало подводное попадание, в первом КО появилась вода и она постепенно заполнила бортовые коридоры и отделения по ПБ, создавая крен, достигший 7 градусов. Вода даже при небольшой волне попадала через порты 150-мм орудий ПБ в помещения батарейной палубы, далее – в нижнюю, увеличивая крен корабля. Вскоре крен удалось уменьшить на 2 градуса (до 5 градусов). Следующий 305-мм снаряд пробил 150-мм броню борта и вывел из строя машину ПБ. Вода залила МО и его пришлось оставить. Вода стала проникать в бортовые отделения кормовой кочегарки, увеличивая крен корабля. Еще один снаряд попал в переднюю дымовую трубу, согнув ее верхнюю половину.
После 16 часов избиение "Гнейзена" продолжалось" - в 16 ч осколками снаряда с «Инвинсибл» повредило вентиляционные машины ПБ, из-за чего стали плохо работать котлы четвертой кочегарки. В верхней угольной яме возник пожар, но его удалось ликвидировать. Вышли из строя четыре вентилятора и паропровод четвертой кочегарки. Снаряд попал в коечные сетки правого борта и, разорвавшись под кормовым мостиком, разрушил его.
16:15 - снаряд попал под полубак ПБ и, не разорвавшись, дошел до обшивки ЛБ. Над местом его разрыва верхняя палуба имела деформацию, а бортовые переборки носовой батареи - большие пробоины. В это же время еще один снаряд (шестнадцатый) попал в среднюю палубу - в главный боевой перевязочный пункт (76-82 шп), уничтожив всех находившихся там раненых. Снаряд достиг подачи запасного боезапаса для носовой башни и разрушил ее. Через пробоину в борту свежий воздух свободно проникал внутрь корабля.
16:30 - в носовой 210-мм каземат ПБ сверху попал снаряд, который разорвался в одном из помещений, его осколки разлетелись в разные стороны, попав в 150-мм каземат, при этом прислугу двух орудии ПБ и ЛБ. Этот же снаряд вывел из строя запасной сигнальный пост. В носовом 210-мм погребе загорелся боезапас, приготовленный к стрельбе. Огонь не принес больших разрушений, только газы и дым распространились по центральному посту и соседним помещениям. Следующий снаряд (восемнадцатый) – попал в верхнюю 35-мм палубу, прошел под кормовым 210-мм казематом ЛБ и сильно исковеркал палубу.
16:45 – в следствие повреждения руля попаданием с КР «Карнарвон», «Гнейзенау» описал циркуляцию вправо и развернулся к противнику левым бортом (ЛБ).
16:50 - снаряд (девятнадцатый) взорвался в носовой батарее у коечных сеток, расположенных у фок-мачты, воспламенил койки, которые горели, производя большое задымление.
В 17 ч скорость корабля упала по причине выхода из строя кочегарок и машины. В это время снаряд попал в барбет кормовой башни и разорвался в кормовой батарее, где возник пожар в коечных сетках. Здесь пострадало много личного состава.
По данным Дж.Корбетта: "...ход неприятеля падал, и "Карнарвон" его вскоре нагнал. На несчастного «Гнейзенау» снаряды сыпались с трех сторон...."
В этот период немцы сделали попытку перераспределить огонь ГК и ПМК для стрельбы по «Инвинсиблу» (210-мм) и «Карнарвону» (150-мм). Из-за большого количества вышедших из строя 150-мм орудий эта задумка не получилась – по «Карнарвону» стреляли и 210-мм орудия. Через 3-4 выстрела вышли из строя казематные 210-мм орудия ЛБ, кормовую башню развернуло на 90 градусов. Боеспособной осталась носовая 210-мм башня, которая не могла стрелять из-за отсутствия боезапаса – начали подавать его из каземата. После перерыва в стрельбе носовая башня вновь открыла огонь.
По «Гнейзенау» открыл огонь «Инфлексибл», потопивший «Шарнхорст», и выпустил 14-15 крупных снарядов. Кормовое торпедное отделение и рулевое отделение германского крейсера были повреждены. Первое из них было заполнено горячей водой из кочегарки. Положение немецкого крейсера стало катастрофическим.
17:15 - два попадания в подводную часть ПБ в первой кочегарке, которая вышла из строя, и недостаток в паре отражался на ходе корабля и на работе водоотливных средств.
Другой снаряд пробив 150-мм броню каземата среднего калибра, попал в четвертое орудие ПБ. Весь личный состав, кроме одного человека, погиб. Орудие вышло из строя, боезапас взорвался, дым и газ начали распространяться по помещениям.Палуба в направлении верхней угольной ямы была уничтожена взрывом. Осколки проникли в кормовой 210-мм погреб ПБ, после чего подача боезапаса перестала действовать.
17:20 - попадание снаряда крупного калибра в офицерскую каюту ПБ (в корме), где возник пожар.
Одним снарядом, попавшим в 55-мм броневую палубу, вдавило ее и рулевая машина вышла из строя. Командир получил сообщение о необходимости вывода некоторых котлов из действия из-за недостатка воды для их питания.
17:30 - снаряд попал в борт между палубой над камбузом и и кормовым 210-мм казематом ЛБ. В 150-мм каземате оказалась большая пробоина. Электрическое освещение погасло; осколками убило много людей.
Следующее попадание – в кормовую батарею ЛБ, возник пожар, который быстро потушили.
17:40 - двадцать девятый снаряд попал в помещение по ЛБ, оборудованное под запасной перевязочный пункт; осколки снаряда проникли в помещение подачи и в пятую кочегарку, которую они вывели из строя. Еще одним снарядом была снесена фок-мачта.
Как пишет Дж.Корбетт: "... «Гнейзенау» кренился все больше и больше, пожар принял страшные размеры, но все же временами он открывал огонь, получая в ответ залпы с нашей стороны. Затем стрельба стихла, и Стэрди поднял сигнал «прекратить огонь». Однако противник не собирался сдаваться и снова открыл огонь...."
Корабль, будучи весь избит тяжелыми снарядами, все же держался на воде в виде разбитого остова. Все орудия, кроме одного, вышли из строя, боезапас иссяк. Из экипажа осталось не пострадавшими 187 человек. Командир, несмотря на безнадежное положение корабле пытался запросить о состоянии оставшихся орудий для того, чтобы продолжать стрельбу, но ответа не получил, ввиду огромных повреждений, которые имел «Гнейзенау». Тогда он отдал распоряжение приготовить корабль к взрыву, заложив в МО подрывные патроны. Кроме того, были открыты все отверстия в подводной части
Часть экипажа, оставшаяся в живых, собралась на корме среди обломков развороченного металла. Для спасения личного состава командир приказал иметь пар для малого заднего хода; кроме того, он распорядился всем взять подвесные койки и другие плавучие предметы, затем приказал личному составу прыгать в воду, температура которое была 7-8°С. Корабль, имевший 10° крена на ПБ, медленно опрокинулся, затем перевернулся вверх килем и, уходя в 18 ч 02 мин кормой в воду, затонул в водах Атлантического океана.
По данным Дж.Корбетта: "... Через четверть часа доблестный бой «Гнейзенау» прекратился — он замолчал окончательно. Все наши суда пошли к нему 20-узловым ходом, но не успели еще подойти (расстояние составляло около 20 кабельтов), как он лег на борт. Несколько минут были видны люди, карабкающиеся по днищу, затем все исчезло...."
В воде казалось 187 человек, которых спасли шлюпки английских кораблей: «Инвинсибл» - 108 человек, «Инфлексибл» - 62, «Карнарвон» - 17. Погиб 701 человек (по данным К.П.Пузыревского).
Итоги: За 4 часа 42 минуты нахождения под огнем 305-мм орудий противника «Гнейзенау» получил не менее 27 попаданий снарядами с «Инфлексибла» и «Инвинсибла». 1-2– 190-мм снаряда попали с броненосного крейсера «Карнарвон», повредив руль. В корпус корабля попало не менее 8-305-мм снаряда, которые пробивали 150-мм броню главного пояса, проходили внутрь корабля и, разрываясь, наносили большие повреждения в продольных и поперечных переборках. Через бортовые пробоины вода поступала внутрь корабля, заливая кочегарки (1,3,5), отделение кормовых ТА и рулевое отделение. В надводной части борта имелись пробоины в 150-мм броне (не менее 8).
Артиллерия "Гнейзенау" серьезно пострадала и почти вся вышла из строя - к концу боя действовало только одно орудие, потери артиллерии – 93% (не считая 88-мм). В тоже время можно отметить, что башенные орудия оправдали надежды - в башни попало только 2 снаряда, но они не нанесли больших повреждений: снаряды лишь задевали 170-мм бронирование и далее проходили через палубу корабля.
Надстройки, кормовой мостик и дальномеры были сильно повреждены снарядами еще в начале боя, а к концу боя вся верхняя часть корпуса корабля представляла собой сплошные развалины. Разрывы снарядов вызывали пожары, причем эти пожары возникали в скоплениях боеприпаса, в угольных ямах, в жилых помещениях и кладовых.
Наверное самая высокая оценка, которую можно получить в бою это оценка поставленная противником. По словам Дж.Корбетта британцы по итогам боя высоко оценили мужество немцев, и старались сделать все возможное, чтобы спасти уцелевших. Британский историк отмечает, что из 850 человек около 600 были убиты или ранены, но экипаж и не думал сдаваться. при этом британцы отмечают, что если бы немцы не открыли кингстоны - то в живых осталось бы гораздо больше людей, так как находиться долго в холодной воде было смертельно для человеческого организма. Думаю, в таких высказываниях британцы лукавят, высказывая мысль о своем желании.
Отметим, что экипажу "Гнейзенау" еще довольно повезло - британцы остановились, спустили шлюпки и занялись спасением уцелевших, в отличии от экипажа "Шарнхорста".
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.; Шеер, Р. Германский флот в Мировую войну /Р.Шеер. - М.: Эксмо, Изографус; СПб: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.; Вильсон, Х. Линкоры в бою, 1914-1918 гг. -- М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. - 432 стр.; Пузыревский, К.Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Часть 1. По историческим архивным и литературным материалм Первой мировой войны 1914-1918 годов/ К.П.Пузыревский - СПб: издатель М.А.Леонов, 2002.- 152 с.