Этот сюжет стал классикой детективного жанра, а название изменили спустя целых восемьдесят лет после первого издания — из-за расизма. Так решил правнук автора Джеймс Причард.
Ещё в 1939 году (в год первого издания книги) в США самый знаменитый роман Агаты Кристи «Десять негритят» был выпущен под своим «американским» названием «И никого не стало», а уже в 2020 году во Франции Джеймсом Причардом оригинальный заголовок также был заменён на «Их было десять».
Во обоих случаях — и в прошлом веке, и в нынешнем — весь сюжет переделали с целью убрать из книги всякое упоминание о негритятах, заменив их на индейцев или солдат.
Честно говоря, не совсем понимаю, чем так может задеть детская считалочка и Негритянский остров, но, видимо, правообладателям виднее. Кстати, в России роман по-прежнему выходит с оригинальным названием — я считаю это данью уважения автору, ведь это было идеей самой Агаты Кристи.
Сюжет романа многократно копировался разными авторами детективного жанра — я нередко вижу нечто похожее в современных книгах, фильмах и сериалах — так популярен он оказался.
Десять абсолютно разных человек, не знакомых лично между собой (кроме двоих из семейной пары прислуги), получают приглашение в таинственный особняк на уединённом острове у берегов Девона (графство в Юго-Западной Англии).
Никто из них не знает хозяев острова — Алека Нормана и Анны Нэнси Онимов — даже их новоиспечённая прислуга в виде дворецкого Томаса Роджерса и его жены, исполняющей обязанности кухарки и горничной, Этель Роджерс.
Гостей, в ожидании приезда на остров хозяев, распределяют по комнатам особняка, где каждый находит на стене в рамке детскую считалочку о десяти негритятах. Когда новоприбывшие собираются все вместе на обед (у англичан он проходит вечером), то замечают на столе десять маленьких фигурок.
На десерт им включают граммофонную запись, в которой некто неузнаваемым голосом обвиняет каждого присутствующего в преступлении, прошедшим незамеченным для правосудия.
Почти все категорически отрицают обвинения, кроме Филиппа Ломбарда, оставившего целый отряд умирать от голода в буше (аналог джунглей, только из сильно заросшего кустарника, в Австралии и некоторых других странах) и Энтони Марстона, сбившего двух детей на своём автомобиле.
Впрочем, последний был твёрдо уверен, что это просто несчастный случай, и его вины в этом нет. Он настолько не осознавал всего ужаса своего поступка, что жалел исключительно о лишении на год водительских прав.
Энтони Марстон со своим ощущением хозяина жизни и нулевым уровнем эмпатии умер первым — выпил напиток из своего бокала, поперхнулся и сполз на пол, хватая ртом воздух. Дальнейшее действие разворачивалось в строгом соответствии с детской считалочкой...
Агата Кристи «Десять негритят»
Загляните в мой Telegram — так вы точно не пропустите новые статьи. Каждую неделю вас там ждёт сюрприз!