Найти тему
Бумажный Слон

Непутёвые заметки

Можно, можно я слямзю… Слямзию название передачи для своего блога?

Всю весну мы планировали байдарочный поход на Урал. Вернее, планировали мы его в прошлом году, в мае, но эпидемия помешала нам осуществить планы. Поэтому поход перенесли на нынешний год.

На майских праздниках муж с сыном и их друзья туристы на четырёх байдарках сплавились по реке Юрюзань от Усть-Катава до Малояза. Они побывали в музее Салавата Юлаева, побродилипо городу, ловили рыбу, лазали в пещеру. Длинные выходные дали возможность ребятам собраться в длинный поход. Но нас с Дашей в мае не взяли. В прошлом году бабушка согласна была с ней остаться, а в этом из-за эпидемии она к себе никого не пускает, с внуками общается на улице. А оставить Дашу на 10 дней с восемнадцатилетним старшим сыном я не решилась. Но папа у нас – кремень. «Мы непременно полазаем по пещерам, Машка», - сказал он. Сказал – сделал. Прошло со времени этой фразы… Ну, мне тогда 19 было, я съездила в Майкоп и с восторгом описывала мужу в письме Большую Азишскую пещеру. Но я, как всегда, потеряла нить повествования.

Итак, полгода я причитала – мы не можем себе этого позволить, никуда мы не поедем, это такие деньжищи, что ты, и у Севы экзамены выпускные, как я его оставлю. А муж возил нас делать прививки от энцефалита в Тамбов и покупал всякие матрасы, насосы, походные печки и спальники. Переспорить его, когда он что-то решил, практически невозможно. И 13 июня мы поехали на Урал.

- Мы идём в поход. На байдарке, - в очередной раз сказал Даше муж, перекладывая вещи из одного рюкзака в другой, чтобы они занимали меньше места. – Собери в кучу вещи, которые возьмёшь с собой.

- Мы все едем? И мама? И Ваня? И Сева? И Пуся?– суетливо восхитилась дочь и радостно собрала вещи: купальник, солнечные очки и кошку Басю.

- Сева дома будет. С Пусей. Они экзамены сдают. Твоя Бася промокнет. Там речка. Возьми кого-нибудь маленького. Мячик вон возьми.

- Что ты, папа, - возмутилась дочь. - Мячик нельзя в колыбельку укладывать.

- Мы и колыбельку берём? – муж с ужасом посмотрел на рюкзак.

- Конечно, - убеждённо заявила Даша. – Где же Басечка будет спать?

- Много ты со своей Басечкой дома играешь, - проворчал муж.

- Много ты дома на своей гитаре играешь, - парировала дочь.

И, конечно, Басечка поехала. Как оказалось, это было правильным решением. Увлечённая заботой о мягкой игрушке, дочь забыла, что она боится плавать в лодке. За поход она плакала один раз, когда в грозу мы выбрались, наконец, на пологий, покрытый травой, берег.

- Ушиблась? Молнии боишься? – закудахтала я над моей крошкой.

Нет, - рыдая заявила она. – Басечка совсем мокрая стала.

-2

Басечка, укутанная в полотенце, скорбно взирала на меня из полотенца. Так же скорбно смотрела она на меня после из стиральной машинки, сверкая ярлыком «Только ручная стирка». Ничего, после похода ей ничего уже не страшно. Но я опять забежала вперёд.

-3

В поезде к Ване подошёл мальчик и вежливо и открыто сказал: «Здравствуй, меня зовут Егор, давай дружить?» Иван смерил его изумлённым взглядом и отвернулся к стене. На выговор отца Ваня резонно заметил – вот, папа, подошёл бы к тебе мужик в поезде и позвал дружить, ты бы пошёл? Муж покраснел и пробормотал что-то насчёт того, что смотря, с чем бы пришёл дружить гипотетический мужик. Но доводам Вани внял и не приставал больше. Ваня читал Перельмана и доставал меня карточными фокусами с объяснением.

Зато Даша с удовольствием дружила со всеми. До двенадцати ночи они с Егором пели песни, плясали и кидались полотенчиками. Называлось это тусить. Тусь, тусь. Даша на верхней полке, Егор на нижней напротив. Потом светомузыку выключили, а в четыре мы уже в Усть-Катаве выходили. Едва успели собрать байдарку, дочь пропала. Ушла тусить с местными девочками. Милые дети ловили перламутровок и смотрели, есть ли в них икра. А Даша смотрел, как они смотрят. Потом игру обнаружили взрослые, велели оставить улиток в покое. Тогда дети стали плавать наперегонки с местным пёселем. А Ваня спал на берегу в тенёчке. Устал спать в поезде, наверное.

-4

Юрюзань – чистейшая река с прозрачной водой и каменистым дном. Всё б хорошо, если б не перекаты и мели. В мае-то они ходили по полноводной реке. А мы байдарки пропороли в первый же день. Так и приходилось на каждой стоянке ремонтировать их. Одной из байдарок определённо пришёл кирдык. Зато на стоянках мы много купались и играли футбольным мячом в волейбол, пока сохли заплаты. А ещё в первый день допоздна пели песни у костра. Даша сидела с нами, ей страшно нравится смотреть на огонь и поджигать палочку, а потом тлеющим угольком чертить в воздухе руны. А Ванечка, представьте, опять спал.

-5

Клещи нас не кусали. Их практически не было. Комаров тоже было меньше обычного. Зато Ванька укусила пчела. В байдарке восьмилетний Ваня спал. Всё время. С веслом в руках. На окрик папы из соседней байдарки «Шатилов, греби!» он вскидывался, делал два-три гребка и засыпал снова. Тля только посмеивался. Чего к ребёнку пристали, сидит тихо, не мешает. Всю грозу, весь ливень проспал. Зато Даша не дремала.

- Мама, что ты сидишь? Не видишь, мы к берегу идём! Левым, давай левым, а то в камень врежемся. Мама, там мель, чего ты не гребёшь?

И ни разу не ошиблась, что интересно.

-6

Вообще, Даше было интереснее. У неё это первый байдарочный поход. У Вани – шестой. У меня – второй. У мужа, наверное, тридцатый. А ещё Ваня, как оказалось, страдает клаустрофобией.

-7

- Пойдёмте уже на солнышко, - ворчал он в Идрисовской пещере. - Тут холодно, сыро, и я весь грязный уже. Что вы тут не видели!

Даша с фонариком в восторге пёрла впереди всех. Следом ползла на четвереньках я, потом шёл, пригибаясь, муж, меняющий перчатки и щёлкающий фотоаппаратом. В прошлом походе он разбил голову о свод пещеры и теперь был осторожен в движениях. Замыкал шествие нудящий Иван.

Зато высоты, как выяснилось, дети совсем не боятся. Они всё время лезли к краю Жеребчикова утёса. Вместо того чтобы сидеть на краю пропасти и болтать ногами, как мечталось, я то и дело ловила их, а этим бесенятам всё было любопытно. Спасала только земляника. Она росла довольно далеко от края, и, пока дети её собирали, мне удалось попозировать на нескольких колоритных фотографиях.

-8

Рыбалка в этот раз не удалась. На кукурузу из банки рыба не клевала. Клевала на бабочек, но они быстро смекнули, что здесь что-то не так, и улетели от реки. Ваня потом ловил их на лугу, но безуспешно. Попалась на крючок всего одна маленькая рыбка. Поэтому пришлось съесть кукурузу. Зато чайки ели рыбу с себя размером. Интересно, на что ловили. Непуганые цапли то и дело взлетали, толстая гадюка уползала неспешно, вокзальные собаки облизывали нам морды и махали хвостами. Ещё мы видели коз, овечек и коров, что всегда радует моих детей. И на последней стоянке утром пришли на купание и водопой кони и долго над нами ржали.

-9

Даша нашла совершенно круглый камень и назвала его Юпитером. В скалах посвёркивают яшма, хризолиты, ещё какие-то поделочные породы, это прекрасное зрелище. По вечерам пересказывала детям уральские сказы Бажова, пришлись в тему.

-10

На скалах и в гротах трава, цветы и папоротники растут вертикально вниз. Свисают со свода. Завораживающее зрелище.

-11

По утрам над рекой и полями густой туман. Дети развлекались и играли в нём в прятки. Лучи золотого солнца, пронизывающие туман – это идеально красиво.

-12

Из-за того, что кончился ремкомплект, из намеченных 55 км мы прошли 29. Не дошли до Малояза. Отъезжали от Кропачёва, куда на пассажирской газели доехали от Идрисовской пещеры. Но план выполнили: в первый день дошли до стоянки, во второй день – полдня купались, потом дошли до стоянки. В третий деньосмотрели Жеребчиков утёс, потом дошли до стоянки в полутора километрах от Идрисовской пещеры. И утром четвёртого дня дошли до пещеры, уложились и осмотрели пещеру, вечером поехали домой.

В общем, я от поездки в восторге. Пусть впечатления мои сумбурны и не укладываются в стихотворную форму, но Урал – это чудесное место, ребята.

Автор: Папкова Мария

Источник: http://litclubbs.ru/posts/4023-neputyovye-zametki.html

-13