Су-7БКЛ ‒ колёсно-лыжный вариант истребителя-бомбардировщика Су-7Б, созданный для улучшения условий базирования на грунтовых аэродромах. Всего с 1965 по 1972 было серийно изготовлено 274 Су-7БКЛ.
В отличие от базовой модели, для увеличения проходимости самолёта при эксплуатации с неподготовленных аэродромов основные стойки шасси снабдили небольшими металлическими лыжами, которые имели два положения ‒ верхнее (убранное) и нижнее (рабочее). В рабочем положении лыжа являлась дополнительным опорным элементом, уменьшающим удельное давление на поверхность ВПП. Лётные характеристики и вооружение не отличались от Су-7Б.
Экспонат Центрального музея ВВС в Монино Су-7БКЛ (б/н 15 красный) изготовлен на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре в октябре 1965 года (зав.н. 5733). 11 февраля 1966 года его передали в войсковую часть, но уже через пару месяцев, 26 апреля 1966 года, он совершил последний полёт (лётчик Бурейко). После наземной аварии самолёт находился на ремонте в в/ч З6976, после чего был признан годным к использованию на земле. Самолёт успел налетать всего 23 часа 13 минут и совершить 27 полётов. Вскоре после списания машину передали в качестве учебного пособия на Монинскую учебную аэродромную базу (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского.
В декабре 1975 года Су-7БКЛ передали в музей ВВС. Первоначальным местом его стоянки была площадка между ангарами №№ 7 и 8, которую ныне занимают вертолёты ОКБ Миля.
Затем самолёт несколько раз переставляли в разные места уличной экспозиции, пока в конце 1980-х годов в музее не началась глобальная перестановка экспонатов в связи с увеличением территории открытой площадки. Сначала Су-7БКЛ ненадолго возглавил «аллею Сушек», начинающуюся за хвостом вертолёта В-12.
В 1989-1990 годах самолёт занял своё нынешнее место, между самолётами С-26 и Су-17М3. В 1991 году было сделано первое известное цветное фото самолёта, вот оно:
Самолёт дополнили парой блоков НУРС УБ-16-57, позже заменённых на УБ-16-57УМП.
В 1995 году номера на почти всех самолётах ОКБ Сухого сделали красного цвета.
В 2002 году изначально не крашенный Су-7БКЛ целиком покрасили серебрянкой. При этом были закрашены все технические надписи. Чёрные полосы перед фонарём и в корне крыла также не были восстановлены.
В 2005 году в музее появились волонтёры и стали ухаживать за самолётом, как и за всеми остальными в линейке «Сухих». Каждую зиму по мере необходимости очищали фюзеляж от снега.
Летом 2016 и 2020 годов самолёт мыли от налипшей грязи и пыльцы с растущих рядом берёз.
21 мая 2016 года экспонату подкачивали колёса перед визитом в музей министра обороны С.К. Шойгу. Конечно, колёса качали и прежде, но в данном случае этим занимался Ваш покорный слуга))
Продолжалось комплектование экспоната навесным оборудованием. На следующем фото 1970-х годов хорошо видно подвесные топливные баки (ПТБ), установленные на балочных держателях БДЗ-57ФР под фюзеляжем Су-7БКЛ.
На монинском экземпляре эти держатели были пусты. Но в музее давно лежали два подходящих 600-литровых бака, до которых много лет не доходили руки волонтёров и сотрудников музея. Наконец, в сентябре 2018 года за покраску ПТБ взялся автор этой статьи. Баки были отмыты, загрунтованы и окрашены серебрянкой.
8 сентября 2018 года оба ПТБ были подвешены на подфюзеляжные балочные держатели, и с тех пор служат украшению экспоната.
Наконец, 5 июня 2021 года волонтёры из бригады Антона Сандина впервые за много лет открыли фонарь Су-7БКЛ, чтобы провести сухую и влажную уборку в кабине лётчика.
Внутри самолёт сохранился в хорошем состоянии.
Это позволило показать кабину всем желающим в День открытых дверей 12 июня 2021 года. Правда, во избежание повреждений, посидеть в кабине было нельзя ‒ только заглянуть внутрь.
Источники и дополнительная информация: