Зачем детям, проектная деятельность? Придумали ерунду какую-то! Итак дети загружены, теперь ещё это!
Знакомо? Думаю - да.
Постараюсь ответить на эти вопросы. Кратко - не получится, увы.
Приветствую почтенную публику!
Любое дело всегда начинается с идеи, с замысла. Занимаясь с первоклашками, мне приходилось их учить основам, в то время как в школе, на основных занятиях, им не поясняли и не рассказывали ничего из необходимого.
Почему школьные учителя этого не делают - мне неведомо. Видимо, им слишком сложно давать дополнительно знания, которые нужны в жизни.
Хотя, поделок уже в первом классе делают немало - открытки, расписные тарелки, ёлочные игрушки.
С чего же мы, на занятиях по ТРИЗу, начинали с малышами? С того, что дети высказывали свои идеи. Никто их не останавливал, говорили много, взахлеб.
Затем, я просил их нарисовать свои мысли.
Да-да, именно нарисовать мысли. Это давалось уже сложнее - нарисовать то, что ещё не существует - всегда сложно. Особенно, когда вы не знаете как это делается, либо делаете впервые.
Это у нас занимало несколько занятий - два-три, не более.
А вот дальше, начинается самый сложный этап, - Целеполагание.
Вроде бы, с одной стороны легко - есть задумка, есть эскизы, что мешает взять и сделать?
Мешает вот что:
- Вы уверены, что ваша задумка имеет некую уникальность? Не повторяетесь ли вы? Необходим анализ существующей ситуации
- А вы уверены, что ваша задумка будет кому-то интересна?
Даже, если вы нашли интересное решение какой-то проблемы, не всегда это решение приносит пользу многим. Например, для того чтоб решить проблему с грызунами, на один из островов Латинской Америки завезли змей. На момент принятия решения, это казалось удачным вариантом.
однако сегодня, в виду того что грызунов убавилось, а змей почему-то нет, то на острове жить опасно.
- Уверены ли вы, что ваш продукт станет уникальным, что его захотели покупать, или же пользоваться им? Здесь необходимо собрать информацию обо всех заинтересованных лицах - конечных потребителях. Их так же называют стейкхолдерами проекта
- Уверены ли вы, что найденное вами решение - верное? Может быть, есть другие варианты, а вы их не увидели?
Много вопросов, верно?
Фаза формулирования, одна из самых длинных. Необходимо учесть все варианты. Ведь путей множество, и надо выбрать один, единственно верный.
Во время работы над вариантами решений, стоит одновременно учитывать и риски.
Когда мы, с командой, приступили к оформлению детской площадки ( я рассказывал об этом тут), то мы составили вот такую таблицу, в которую вписали варианты, и это помогло нам выбрать то решение, которое показалось нам лучшим.
Но это была всего лишь одна часть - оформление. Нам предстояло ещё найти вариант решения проблемы, и это тоже требовало усилий. Необходимо было провести анализ проблемы, провести опрос среди заинтересованных лиц - детей, какой из вариантов был им интересней ( напомню, у нас была проблема дискоммуникации, и нам предстояло найти решение, при котором дети начали бы взаимодействовать между собой).
Проводились эксперименты, по взаимодействию школьников разных возрастов, снова анализировали.
В результате, дети не "нашли" цель, они её определили. Пришли к тому решению, которое показалось наилучшим и по степени рисков, и по затратам, и по ресурсам.
Как это поможет им в дальнейшем?
Умение определять цель - то, что помогает нам ориентироваться в жизни.
Что мы делаем, зачем, для чего? Какую пользу мы принесем, что сами получим? Не будет ли время потрачено впустую, в результате неверно выбранной цели? А как верно достичь цели, что делать, если неясно до конца - верен ли наш выбор?
Иначе может случиться так, что ребенок, выбрав себе цель - стать врачом, внезапно перестанет к ней идти. Бросит начатое, и хорошо, если в середине пути, а если он уже поступил в институт?
Что помешало бы, к примеру, хорошенько все проанализировать, и остановив выбор, принять решение - окунуться в профессию? Например, волонтером?
Это и был бы верный выбор цели - не просто пойти учиться, потому что "хочу", а сопоставить все риски, учесть все факторы выбранной профессии? Что мешает посмотреть вживую, изнутри?
Мешает одно - отсутствие опыта.
Проектная деятельность этот опыт как раз дает. Если, конечно, учиться, а не просто выполнять поставленные задачи.
Самому делать, не ожидая, пока другие сделают за нас.
Иметь цель в жизни.
Спасибо за внимание, как обычно - жду комментарии, буду рад ответить на вопросы)